Из цикла" Строка воспоминаний о Дубне"

Из юности помню ещё вечерние школы, или школы рабочей молодёжи, сокращённо ШРМ. В то время они работали активно, и училось там достаточно много молодых людей. Те, кто не мог осилить программу средней школы, шли туда, чтобы продолжить своё дальнейшее образование. Учебная программа, да и спрос там были значительно слабее, такой, своего рода, упрощённо-облегчённый вариант обучения. Обязательным условием для пребывания в этой школе было наличие справки о трудоустройстве. А дальше учителя делали скидки на то, что люди целый день трудились и после рабочей смены садились за парту. Располагались ШРМ в общеобразовательных школах, так что сидели «вечерники» за нашими партами. Учиться в ШРМ считалось не престижно, в институты после неё практически никто не шёл, на «тёплые места» тоже не брали, понимали, что знания у молодых людей очень слабые. Но получить всеобщее среднее образование, благодаря таким школам, всё же было делом доступным, поэтому учились многие. Моя подруга (мы росли в одном дворе), была старше меня года на три, вот она как раз там и училась. Я частенько помогала ей делать уроки, хотя сама училась в младшем классе средней школы. Но, тем не менее, кое в чём могла ей помочь уже тогда, я училась хорошо, программа у нас была насыщенная, и учителя с нас спрашивали строго. Помню, ей никак не давались устные предметы, про точные науки я вообще молчу, там они практически никому не давались. Зубрит, бывало, зубрит, а в голове ничего не откладывается, я сижу, смотрю в учебник и проверяю, что у неё запомнилось из прочитанного. Вроде что-то она даже запоминала, а на следующий день опять притаскивала двойку, оказывается, всё забыла. Не помню даже, окончила она эту школу или нет. Многие тогда бросали учёбу в ШРМ и, конечно же, это никто не контролировал, ученики - люди рабочие, самостоятельные, сами принимали решение повышать им свои знания или довольствоваться тем, что уже имеют. Но даже с наличием аттестата об окончании вечерней школы на «хорошие места», как правило, им было не устроиться. В отделе кадров любого учреждения понимали, что знаниями человек, окончивший ШРМ, не блещет, потому, что обычную школу, как говориться, не осилил, не потянул. Но, тем не менее, учебу в ШРМ на предприятиях активно поощряли, руководствуясь принципом: раз человек, невзирая на трудности, тянется к знаниям, значит, не совсем пустышка, просто школьная программа оказалась для него тяжеловата. Не всем же в институты поступать, кому-то надо и рабочие профессии осваивать. Несколько раз я забегала за подругой в эту школу, даже однажды посидела на уроке, напросилась что ли, не помню. Учащиеся там действительно показались для меня в ту пору очень взрослыми, а знали даже в моём понимании мало, отвечали на заданные учителем вопросы совсем плохо, это меня тогда очень удивило, и я это запомнила. У нас учителя за такие ответы точно пары ставили, ещё и застыдили бы на весь класс, а им не ставили, говорили: садись, и спокойно выводили в журнале троечку. Как «вечерники» были этой тройке рады! Помнится, я с такой отметкой домой еле тащилась, настроения не было никакого, за плохие отметки меня ругали. Вот так эти «вечерники» и учились, к троечкам за уши притянутые, но зато потом с гордостью говорили, что они окончили среднюю школу без отрыва от производства, пусть даже и вечернюю. Герои труда, не иначе! Помню, как мне было странно смотреть, что за нашими партами, где ещё утром сидели мы - совсем юные девчонки и мальчишки по вечерам сидят чуть ли не тёти и дяди. Такими большими мне они тогда казались. Мои родители твердили мне: будешь таскать тройки, попадёшь в ШРМ, а оттуда толкового рабочего места не жди, и я осознавала, что это очень плохо. Придётся разносить почту или работать дворником, а то и всю жизнь стоять за станком, уже тогда я понимала, что это очень непрестижные профессии. Кстати, вот припомнилась картина, как почтальонша (а это всегда были женщины), таскала огромные, пузатые сумки с корреспонденцией, те сильно топырились, их просто распирало во все стороны, а руки у неё были заняты увесистыми пачками газет, которые в сумку уже не помещались. Всё это женщины с трудом носили по этажам, так как почтовые ящики висели внизу не во всех домах, а только в новостройках. Так что труд у них в ту пору был очень тяжёлый. Много позже на улицах в частных секторах установили синие железные ящики-контейнеры, к которым на машине подвозились пухлые пачки газет и журналов, и почтальоны, опустошив тяжёлые сумки, забирали корреспонденцию оттуда и снова шли разносить уже новую партию. Много её было в ту пору, этой корреспонденции, люди часто писали письма и открытки, слали телеграммы, переписка шла полным ходом. Потом наступили другие времена, и народ вообще перестал писать и получать письма. Смутное пришло время, нервное. Пустовали письменные ящики долго и практически у всех. Помню однажды на улице, увидев в моей руке письмо, знакомая удивлённо спросила: а что у нас ещё почта есть, и она работает? Потом почтовые ящики стали заполняться опять, только не открытками и письмами, а в основном рекламами, листовками и различными квитанциями, и заглядывать туда стало неинтересно. Помню, когда мне было лет тринадцать, знакомая девочка прислала мне письмо, кажется с Украины, и указала неправильно номер дома. Так почтальонша принесла мне его домой, я очень удивилась, а она сказала, что за столько лет работы знает всех кто и где живёт. Так что раньше можно было просто улицу указать, город и фамилию адресата, и письма долетали по назначению. Ну, почти, как «на деревню дедушке», и письмо доходило, городок-то был маленький. А ещё я помню, что в ту пору переписывалась с девочкой из Польши. Она присылала мне виды польских городов в чёрно-белом изображении и даже однажды прислала мне бандерольку. Для меня это был небывалый фурор! В бандерольке лежал маленький кошелёк из чистой кожи, я его хранила много лет, кажется, там была ещё маленькая шоколадка, а всё остальное место занимала смятая бумага. Ещё хорошо запомнилось, как на почте при мне разрезали мешок с сургучной печатью, в котором лежала эта бандеролька, и вручали мне её в совершенно "разобранном" виде. Я тогда так была этому удивлена. Решила, что бандероль вскрыли и половину оттуда попросту вытащили, но на почте мне пояснили, что посылки из-за границы проходят строгий таможенный контроль и обязательно вскрываются все, чтобы никто не смог переслать чего-то запрещённого. Я успокоилась, но именно тогда впервые узнала под каким неусыпным контролем находились все послания из-за границы. В ответ на эту посылку она попросила меня прислать ей фигурные коньки. Конечно, выполнить эту её просьбу я не могла, коньки стоили дорого, это тебе не шоколадка, денег у меня не было, а просить у родителей коньки для чужой девочки я не могла, поэтому ничего не ответила, и наша переписка закончилась. Но я помню, с каким восторгом я открывала её красочные конверты из-за границы. Они были не такие как у нас, ранее невиданные, с интересными марками и незнакомыми буквами. Хотя, надо заметить, наши конверты были тоже красивые, особенно конверты авиа, другие для посылки за границу не подходили. Письма в авиаконвертах доходили гораздо быстрее. Как мне тогда объяснили, летели на самолетах, а простые ехали поездами в почтовых вагонах. Авиаконверты были яркие с красно синими полосками и нарисованным самолётиком, стоили они семь копеек, простые – пять. Но и пятикопеечные наши конверты были достаточно красивые, чисто белые с разными рисунками, часто очень интересными, особенно если они выпускались к праздникам. Но к своим конвертам мы давно привыкли, а иностранные притягивали новизной и незнакомыми словами, и форма у них была другая, да и картинки глазу непривычные. Словом, какое-то время я получала такие удивительные конверты, восторгалась ими, но недолго. А вообще, надо сказать, я в юности мало куда отлучалась из города, так что завести новых знакомых для переписки возможности не было, а писать и получать письма я любила с детства. Настрочить письмо на трёх листах для меня не составляло никакого труда. Я помню, как мои подруги этому удивлялись, многие из них не могли и пол страницы написать, о грамотности я вообще молчу, это отдельная тема. Языком ещё наговорят, а чтобы ручкой написать, ни-ни. Так что тяга к написанию у меня прослеживалась уже с детства, вот только вовремя это никто из взрослых не заметил, я это поняла сама, но поздновато, поскольку для меня это оказалось делом интересным и очень увлекательным.

Любовь Майорова

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

20 мая Беседа-путешествие "Волга в русской живописи"

21 мая Арт-кружок "Живые истории"

21 мая Репетиционные занятия "Театральная азбука"

21 мая Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

22 мая Интерактивная игра "От кириллицы до наших дней"

22 мая Интерактивная игра "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!"

22 мая Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

22 мая Читай-полянка "Что было в сумке у кенгуру"

23 мая Уроки рисования для взрослых "Мастера времени"

23 мая Игра "Аз, буки, веди"

23 мая Вечер памяти поэта-земляка А.В. Коровенкова

23 мая Школа робототехники

23 мая Курсы "Бисерная шкатулка"

23 мая Экскурсия по выставке "Канал им.Москвы - канал памяти"

24 мая Беседа-игра "Славянский мост через века"

24 мая Занятия в студии "Живая глина"

24 мая Музыкальный вечер "Весенний букет"

25 мая Мастер-класс по оригами. Группа "Умейка"

25 мая Мастер-класс по бисероплетению. Группа "Бусинка за бусинкой"

25 мая Музыкальный вечер "Михаил Глинка и современники"

26 мая Семейный досуговый клуб "Любознайки"

26 мая Детский клуб настольных игр "Игрология"

26 мая Киноклуб "В кадре и за кадром"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика