Вечером 27 октября в читальном зале состоялось открытие выставки рисунков Елены Машковой «Жизнь. Театр. Графика». Выставка экспонируется на абонементе и в читальном зале с 14 октября. Но хотелось не просто продемонстрировать работы талантливого мастера, а побольше узнать и рассказать дубненцам об этом интересном человеке. Это помогли сделать друзья, коллеги художницы, тоже творческие люди Дубны. Какие книги, стихи читаешь и любишь, какую музыку слушаешь, чем увлекаешься – всё это так же может много рассказать о внутреннем мире и характере человека. Музыканты Иван Шляпин (гитара, вокал) и Лариса Пузанкова (скрипка), семья художника Сергей и Наталья Комиссаровы, Яна Арзамасцева и члены её театральной студии «Парадигма» Сергей Жагрин, Илья Мареев, Елена Комленко – все они представили дубненский творческий мир в его многообразии и многогранности и свою единомышленницу, подругу, её творчество, полёт и разносторонность её души, увлечений.

Елена немного рассказала о себе. Откуда вырос такой творческий и увлекающийся человек, дарящий людям столько добра и красоты? Всё неспроста. Дед был лепщиком в Петербурге, организовал свою артель, бабушка была из семьи иконописцев, другие старшие родственники тоже имели отношение к искусству, брат бабушки даже стал преподавать искусство графики в Выборге. Далеко не все имели художественное и даже полное общее образование, но все любили и ценили красоту, доброту, народную мудрость и традиции, а уж петь, шить - это в традиции большой русской семьи.

Сама Елена сначала получила техническое образование, а позже на курсах повышения квалификации заинтересовалась и увлеклась дизайном. Да так, что детское увлечение куклами и их одёжками переросло в профессию костюмера при ДК «Октябрь». Кукольный театр, танцевальный ансамбль «Калинка», фольклорный ансамбль «Смородина» - все обращались к Елене за созданием костюмов и кукольных персонажей. Визуальный образ тоже очень много значит в спектакле, концерте.

Изучение русского и сценического костюма – это целый космос, как говорит сама Елена. Будучи очень скромной, настоящим художником с академическим образованием она себя не считает, скорее мастером, ремесленником. Но очень творческим, тонко чувствующим идею и материал, способ её воплощения, технические моменты. Увлекается Елена и вышивкой, картинами, «написанными» нитями по ткани. Жаль, не всегда хватает времени, ведь всё делается тщательно, кропотливо и очень аккуратно. Даже на представленных в библиотеке картинах видно, как тонко прочерчены линии и их изгибы, переплетения. Общение в ДК с творческими людьми и сотрудничество с коллективами неизбежно привело Елену к театру. И теперь она сама с увлечением влилась в студию «Парадигма» Яны Александровны Арзамасцевой.

На выставке представлены рисунки костюмов к новогодним представлениям, декораций и костюмов к сказкам Андерсена. А сколько здесь диковинных и прекрасных мифических птиц-сиринов (весенняя, зимняя, золотая)! Есть настоящее сказочное древо жизни. Деревья и птицы – излюбленные персонажи картин Елены. Ей подвластны стилизация русского костюма и венецианского карнавала. Взяв за образец высокого искусства классиков живописи («Подражание Боттичелли», «Портрет возлюбленной художника»), Елена не повторяет их, а по-своему осмысливает.

Зрителям было интересно всё: как и из чего, в каких техниках создаются произведения Еленой; чему, кому посвящены? Присматриваясь к рисункам, гости подмечали их тонкость, проработанность, вкус художницы.

Картины и выставка гармонично сочетались не только с добрым, светлым характером художницы, но и с классической поэзией и музыкой, исполненной друзьями Елены. Басня Крылова «Парнас», песни Ивана Шляпина «Листья на ветру», «О любви», стих «Песенка об открытой двери» Булата Окуджавы и оды Пушкина «дням поздней осени» и Елены Комленко хозяйке вечера, стих Александра Розенбаума о снеге и волках, вальс «Осенние листья» Ива Монтана и «Мой путь» Фрэнка Синатры в виртуозном исполнении скрипки Ларисы Пузанковой, стих Натальи Комиссаровой «Третья тысяча столетий» о России – все они созвучны творчеству и душе Елены Машковой, нашей общей любви к жизни, красоте, Родине.

Доброта, любовь, дружба, красота – то, что объединяет людей, души, делает их более чуткими, утончённее. Это так нужно особенно сейчас. Секрет успеха Елены Машковой в любви к людям, умении видеть красоту, трудиться, пробовать себя в новых жанрах и техниках. видах искусства тщательно, ответственно, без дилетантства.

Ждём вас на новых встречах с прекрасной живописью, графикой, поэзией и музыкой творческих талантливых людей города Дубны. Следите за афишами.

27 октября в читальном зале библиотеки Левобережья обучающиеся Дмитровского техникума СП №3 Дубна приняли участие в беседе-обсуждении, которую для них подготовили магистранты университета «Дубна» Алёна Уколова и Ольга Забайкина.

Тема оказалась актуальной и увлекла молодёжь, думающую и неравнодушную к будущему нашей планеты – «Экология городов», урбанизация – как процесс социальный, экологический и проблемы с ним связанные. Сначала ребята посмотрели видеоролик и убедились, насколько серьёзны и многогранны вопросы, встающие в связи с ростом городов и городского населения. Давно прошли времена, когда Россия и другие страны были по преимуществу аграрными. Сейчас «человейники» и мегаполисы стали уже стандартом образа жизни. Почему? И так ли это хорошо?

Учащиеся техникума, часть которых сами родом из сёл и маленьких городов, со знанием дела взвесили все «за» и «против». Да, в городах лучше развита социальная инфраструктура (образование, медицинское обслуживание, жилищно-коммунальная сфера, транспорт, связь), шире ассортимент товаров в магазинах, самое главное, именно в городах, в основном, рабочие места, и работа, о которой мечтает большинство молодых людей – интеллектуальная, творческая, т.е. престижная, не тяжёлая, как кажется на первый взгляд. Поэтому и стремится молодёжь в центры, в крупные города. Да и не только молодёжь. Мигрантов мы видим достаточно, часто разного возраста, из разных краёв. И процесс этот начался не вчера, а идёт уже не одно десятилетие. Не зря говорит пословица «человек ищет, где лучше». Но лучше ли на самом деле?

Как выяснилось, вместе с ростом городов и городских агломераций появилось и множество проблем экологических и не только. Это и загрязнение воздуха, вод транспортом, промышленными предприятиями, скопление твёрдых бытовых отходов, шумовое и световое (в тёмное время) загрязнение. А ещё суета, скученность людей, часто разного культурного и образовательного уровня, привычек, традиций, в транспорте, общественных местах, больших многоквартирных домах порождает стрессы, усталость, конфликты.

Как это всё преодолевать? Обучающиеся техникума активно включились в поиск решения проблем. Да, делать транспорт, предприятия, разделение и переработку отходов более экологичными, прописать в законах обязательства и стандарты и контроль за их соблюдением. Это же касается и правил общежития: бытового мусора, шума в ночное и вечернее время, освещения и световой рекламы. Озеленять, сохранять и создавать парки, скверы, места для рекреации, прогулок с детьми и домашними питомцами, занятия спортом. Делать жизнь человека в городе более комфортной, учитывая интересы всех, советуясь с населением.

Каждый человек оставляет на Земле свой экологический след: водный, энергетический, отходы – то что потребляем из природы и чем её неизбежно загрязняем. Пройдя на специальном экологическом сайте тест, молодые люди и девушки выяснили какой экологический след на Земле оставляет каждый из них. Результаты порадовали не всех.

Что же, вернуться в избы с лучинами и колодцами, телегами? Тоже не выход. Комфортность такой жизни вряд ли понравится современным людям. Да и натуральное доиндустриальное хозяйство тоже не слишком благоприятно для экологии.

Другое дело, если современные сёла и малые города станут более комфортными, развитыми в социальном и бытовом плане, а сельское хозяйство и небольшие предприятия в них тоже современными в плане организации труда, экологичности, технического оснащения. Тогда и отток населения в города будет меньше, и будет кому кормить горожан. Более того, в такие поселения и городки, бывшие когда-то забытыми и заброшенными, потянутся люди из «человейников» и каменных джунглей. Чтобы на свежем воздухе, с традиционным культурным укладом, без стрессов, в общении с природой, посильном физическом труде с пользой для здоровья вырастить детей, провести «серебряные» годы, творить и отдыхать от суеты. Примеры тому уже есть.

Ребята, воодушевлённые, представили себе города и сёла будущего. Где будет комфортно подавляющему большинству населения и природе. Мы верим, что молодому поколению удастся в будущем найти гармонию между человеком и природой, материальными, социальными, экологическими и духовными потребностями общества. Впереди учащихся техникума ждут новые познавательные и увлекательные, полезные встречи на темы экологии со студентами университета «Дубна», кафедры экологии и наук о Земле.

24 октября в детском отделе библиотеки Левобережья в рамках просветительского проекта по экологии совместного с кафедрой экологии и наук о Земле университета «Дубна» прошла беседа-игра для школьников. Ее подготовили студенты Колесова Светлана и Лепёшкина Полина. Тема была очень актуальная, полезная и интересная «Вирусы и бактерии – друзья или враги?».

Пятиклассникам Гимназии №3, как выяснилось, известно о микромире уже немало и с азартом и знанием дела они отвечали на вопросы викторины. Но многое для них студенты открыли и нового.

С вирусами и бактериями мы сталкиваемся каждый день, но как живут эти невидимые глазу существа? Для чего их создала природа и есть ли среди них те, что человек может приручить и сделать полезными?

Ребята узнали, что суммарная биомасса микромира Земли больше не только человечества, но и всех высокоорганизованных существ. Вирусы и бактерии гораздо лучше приспосабливаются к окружающим условиям и их изменениям, ведь им это проще. Их находили и находят и высоко в горах, и рядом с подводными вулканами. А есть даже такие представители микромира, кто способен перерабатывать радионуклиды.

Тем не менее и у микробов, вирусов есть свои слабые места. Без «хозяев» - людей, животных они долго не проживут. А гигиена и знакомые нам со времён пандемии ковида правила безопасности помогут избежать заражения и болезни. Вместе с гостями школьники вспомнили такие необходимые условия поддержания здоровья и иммунитета, как закаливание, разнообразное, насыщенное витаминами питание в течении всего года, соблюдение режима труда и отдыха, проветривание и прогулки, ну и, конечно, медицинские маски и прививки. Если всё же заболел – оставайся дома и соблюдай рекомендации врача. Вот нехитрые правила защиты от вирусов и микробов. Студентки продемонстрировали как правильно мыть руки, чтобы смыть максимальное количество болезнетворных бактерий и вирусов. Но почему нельзя злоупотреблять мылом со специальным дезинфицирующим эффектом, а также лекарствами-иммуномодуляторами?

Потому что иммунитет – тонкая и чувствительная система, её легко нарушить и тогда возникнут другие дополнительные проблемы и болезни. Советоваться с врачом строго обязательно, а самолечение – опасно. У микробов и вирусов может выработаться устойчивость к антибиотикам. Уже сейчас врачи бьют тревогу.

Но ведь не все бактерии вызывают болезни. Есть среди них и полезные. Некоторые из них человек научил перерабатывать пластик и нефтепродукты для очистки окружающей среды. Есть бактерии, вырабатывающие биогаз – новое альтернативное топливо.

С вирусами сложнее. В основном, всё же они опасны для человека. Но ведь природе в целом они тоже зачем-то нужны? Потому что служат регулятором естественного отбора. Для экосистемы Земли в целом это необходимо и хорошо. Видели ли вы красивые пёстрые тюльпаны? А ведь вывести такой сорт помог вирус табачной мозаики. Когда весь мир напряжённо искал возможности создания вакцины от ковида, учёным помог аденовирус, на основе структуры которого и появилась одна из эффективных вакцин.

Не стоит однозначно всех представителей микромира заносить во враги человечества. Их нужно знать, изучать и соблюдать несложные правила элементарной гигиены, безопасности. Оказалось, что правило 5 секунд не работает с упавшей на пол едой: микробы всё равно успеют до неё добраться раньше вас. При достаточно сильном натренированном иммунитете это не так уж страшно, но испытывать судьбу всё же не нужно, лучше быть аккуратнее.

Все эти важные и полезные знания ребята получили в ходе игры «Правда или ложь»

Впереди у нас новые встречи в рамках проекта.

25 октября обучающиеся Дмитровского техникума СП №3 Дубна продолжили знакомство с библиотекой Левобережья и богатым миром русского языка и литературы. Помогла игра-квиз «Не сломай голову!». Четыре команды с азартом и увлечением соревновались в знании русского языка и литературы, отечественной и зарубежной.

То, что молодёжь не читает совсем и далека от филологии – неправда. Они понимают, что без чтения, грамотности, культуры речи, умения работать в команде не обойтись интеллигентному, образованному человеку, стремящемуся к интеллектуальному и духовному развитию. Все мы в той или иной степени общаемся с людьми и хотим быть понятыми, произвести впечатление интеллигентного и начитанного человека, с которым приятно и интересно поговорить. В этом и помогает чтение, изучение тонкостей русского языка с самого детства. С младенчества, ещё слушая колыбельные, первые стихи и сказки и до изучения серьёзных литературных произведений классиков в школе, человек открывает для себя бескрайний океан слова, родного языка, идей дружбы, любви, добра и справедливости, заложенных в книгах.

А насколько хорошо ребята помнят и знают, понимают русскую и зарубежную классику, правила и понятия русского языка, стихосложения, умеют выразить свои мысли? Мы знаем, что в библиотеке они читают русскую и зарубежную классику, поэзию. Причём не только по программе уроков литературы. Да, не все вопросы оказались простыми, некоторые произведения ещё ждут встречи с молодыми читателями. Но, в целом, литературный кругозор игроков оказался широк и читательский опыт, уровень грамотности достаточным, чтобы разгадать наши не только простые, но и «хитрые» вопросы.

Что такое омонимы, несколько значений слова «переплёт», «канва» и название ленточки-закладки в книге ребята вспомнили, а некоторые догадались и теперь будут знать. Цитаты из Пушкина и Льва Толстого, Булгакова («Чем меньше женщину мы любим,..», «Все счастливые семьи похожи друг на друга…», про «квартирный вопрос», испортивший москвичей) были угаданы и продолжены правильно. Как и отрывок из письма Ваньки Жукова, «лошадиная» фамилия чеховского персонажа, цитата Антона Павловича, о том, что «в человеке всё должно быть прекрасно…».

С последней мыслью согласились все игроки, их стремление к развитию и самосовершенствованию через чтение и развитие культуры речи, словарного запаса это подтверждает. А вот заказ от литературных персонажей в харчевне. С чего он начинался, и кто его делал, в какой книге? «Три корочки хлеба» и Буратино в харчевне «Три пескаря» наши герои угадали. Значит, внимательно читали в детстве «Золотой ключик» А.Н. Толстого о победе дружбы и добра над злом и хитростью. Кто не слышал сейчас слова «грант» в значении субсидии на научное исследование? А ребята вспомнили и созвучную фамилию капитана из романа Жюля Верна. Давний негативный отзыв на произведение русского классика в газете «Гласный суд» тоже не смутил игроков. Ну, конечно, это Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф. Достоевского «сумасшедший» и «белогорячечный». «Попытка военно-аристократической хроники» - именно так был назван роман Л. Толстого «Война и мир» в журнале «Книжный вестник» за 1866 г.

Стихи классиков с пропущенными словами легко и выразительно, артистично были воспроизведены знатоками русской литературы: отрывок из «Евгения Онегина» про осень А.С. Пушкина, «Парус» М.Ю. Лермонтова, «Весенняя гроза» Ф.Тютчева. Угадать литературные произведения и их авторов помогли и музыкальные вопросы. Надо было лишь внимательно прислушаться к словам песен, знакомых молодёжи («Полковнику никто не пишет», «Маскарад» Лермонтова, даже «Капитал» К. Маркса удостоился «своей» песни). Игроки угадали почти все библиотечные литературные загадки.

Мы рады, что наши викторины, литературные и не только, нравятся нашим молодым гостям-книгочеям. Девушки и юноши понимают, что без книг, знаний и грамотности не достичь успеха ни в XIX, ни в XXI веке и дружат с книгой и с библиотекой. Тем более, что современная «продвинутая» библиотека близка им и гостеприимна. Ждём читателей, молодых и любых возрастов на наши мероприятия и интеллектуальные игры, за новинками и за неустаревающей классикой.

11 октября в читальном зале дубненцы слушали рассказ о выдающемся учёном-физике, нашем земляке, ставшем примером для многих не только в науке, но и в жизни. Лекционный час «В.И. Векслер – создатель синхрофазотрона» по материалам заседания краеведческого клуба «Дубненский летописец» в рамках регионального проекта Московской области «Культурный код» был интересен жителям нашего города. Потому что такие разносторонние личности, как Владимир Иосифович Векслер, притягивали и притягивают к себе внимание и любовь, уважение нашего общества, государства. Благодаря им создаётся надёжный и прочный задел в науке, народном хозяйстве, безопасности и развитии духовного, интеллектуального потенциала страны.

Вспомнили 2007 год и заседание клуба «Дубненский летописец», посвящённое 100-летнему юбилею со дня рождения Векслера, который отмечали 4 марта. А 15 марта 1957 года в Дубне под его руководством состоялся запуск синхрофазотрона - гигантской установки для исследования микромира-символа и ОИЯИ, и эпохи.

Выставка уникальных фотографий из архива ОИЯИ и его сотрудников, руководства города Дубны, предоставленные Николаем Николаевичем Прислоновым, основателем краеведческого клуба, вызвала живой интерес зрителей. Кадры презентации с фотографиями заседания клуба, посвящённого Векслеру, наглядно проиллюстрировали работу библиотеки в области краеведения, интерес дубненцев к своей истории, истории страны и науки не только сегодня, но и более чем 15 лет назад.

Своими воспоминаниями на заседании клуба делились многие учёные, сотрудники ОИЯИ, которые непосредственно работали и общались с Владимиром Иосифовичем: лауреат Государственной премии СССР А.А. Кузнецов, доктор физ.-мат. наук, почётный директор Лаборатории физики частиц И.А. Савин, доктор физ-мат. наук Л.Н. Струнов, кандидат физ-мат. наук, советник при дирекции Лаборатории высоких энергий И.Н. Семенюшкин. Лауреат Госпремии СССР, начальник сектора Лаборатории физики частиц В.А. Никитин, М.С. Язвицкая.

Все они с благодарностью вспоминали о выдающемся учёном: о непростой работе не только физиков – экспериментаторов, открывателей, но и организаторов научной работы. Умение рассказать доступно, образно и с юмором о сложном – тоже талант, передавшийся отчасти от В.И. Векслера.

На фотографиях видно, как эмоционально и захватывающе прошёл тот вечер. Большая удача, что успели записать, запротоколировать выступления учеников и соратников учёного. Это бесценная память об истории города и всей страны, науки.

Коротко вспомнили, о чём тогда говорили. Жажда знаний паренька из глубинки привела его в физику, сначала в электротехнику, затем, когда тема атома мирного и не только, стала выходить на первый план, и в физику элементарных частиц, к учёбе у таких корифеев науки, как С.И. Вавилов. Помня, как сам непросто пробивал себе дорогу в науке, Владимир Иосифович, став руководителем, старался продвигать талантливую молодёжь, был требователен, строг, но и внимателен к своим сотрудникам, к их идеям, проблемам от технических в институте до бытовых в семье и дома. Со временем им была создана исследовательская лаборатория совершенно нового типа- Лаборатория высоких энергий. ОИЯИ.

В 1949 году в Дубне был запущен сихроциклотрон, основанный на принципе автофазировки, принципе Векслера. За это открытие в 1963 году ему была присуждена премия «Атомы для мира». А участник заседания Владимир Алексеевич Никитин присутствовал на запуске синхрофазотрона в марте 1957 года и проведении исследований на синхрофазотроне на первых оборотах его пульта.

Коллеги и ученики В.И. Векслера стали свидетелями и участниками великих событий: открытия «целого зоопарка» элементарных частиц, неизвестных ранее. Он невольно воспитывал твёрдость характера, умение отстаивать в споре идеи, что тоже немаловажно в научной и экспериментальной деятельности.

Такие курьёзные случаи, как «четвёрка», поставленная на экзамене будущему лауреату Госпремии СССР вместо «пятёрки», запрет разработки тех или иных тем своим молодым подчинённым, «забраковывание» идей и расчётов, а потом извинения и горячая поддержка, когда молодому коллеге удавалось доказать свою правоту.

Игорь Алексеевич Савин поделился воспоминаниями о том, что В.И. Векслер был автором и руководителем нескольких экспедиций на Памир и Эльбрус. Почему нужно было идти в горы? Потому что космические лучи, проходя через вещество, взаимодействуют и теряют очень много своих качеств. А на высоте 5-7 тыс. метров атмосфера разряжена, и есть больше возможности наблюдать эти лучи в первозданном виде, видеть, как они входят в атмосферу.

Много лет работала с В.И. Векслером в ЛВЭ Майя Семеновна Язвицкая, которая на вечере рассказала о своих впечатлениях о научных экспедициях под руководством В.И. Векслера на Памир.

В заключении вечера учёные отметили: «Память о В.И. Векслере существует. Есть памятная доска в Лаборатории высоких энергий, где был его первый кабинет. В Правобережье есть улица имени Векслера, а также улица его имени в ЦЕРНе (Европейском Центре ядерных исследований) в Швейцарии». Издан сборник воспоминаний о Векслере, экземпляр которого был передан в дар библиотеке.

Казалось, что мы вновь перенеслись на то заседание клуба 2007 год, в атмосферу научных поисков и споров «физиков»-«лириков» 1960-х. Впрочем, радикальных споров по большому счёту и не было. Ведь понятие «Родина», её безопасность и процветание объединяли всех. Сейчас, когда Россия снова стоит перед глобальными угрозами, нам снова нужно единение умов и сердец ради её и нашего общего блага, ради жизни на Земле. Идеи и научная, жизненная философия Векслера снова актуальны, как никогда. Его слова, что настанет время и строительство ускорителей, экспериментальная физика частиц станет делом международным, оказались пророческими.

Заинтересованность личностью и работой в области ядерной физики Владимира Иосифовича Векслера и его учеников, коллег вдохновляет трудиться ради Отечества, Дубны и своих сограждан. Доказывает, как нужна всем нам краеведческая работа и такие лекции. Продолжение обязательно последует. Ведь «культурный код» нашего города, Подмосковья и России не ограничивается одной, пусть и выдающейся, личностью.

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика