История образования в нашем городе уходит своими корнями в XIX век. Почти 140 лет назад на территории современной Дубны появилась первая школа. Ею стала церковно-приходская школа в селе Городище, что на Дубенском устье (ныне дубненская улица Ратмино).

Церковно-приходские школы в то время были наиболее массовыми и доступными для крестьянских детей. Начало им было положено в России ещё в 1804 году. Длительное время они были единственными в своем роде в сельской местности учебными заведениями. Но потом, после отмены крепостного права у них появились конкуренты – училища Министерства народного просвещения, открывавшиеся при самом активном участии местных земств.

Новый импульс развитию церковно-приходских школ придал выход в 1884 г., утвержденных царем Александром III, «Правил о церковноприходских школах». В них церковно-приходскими школами именовались начальные училища, «открываемые приходскими священниками или, с их согласия, другими членами церковных причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а также и государственных средств.»

Цель обучения в церковных школах определялась первым параграфом правил - «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности и сообщать первоначальные полезные знания». Далее в девятом параграфе подчеркивалось: «…приходские школы нераздельно с Церковью должны внушать детям любовь к Церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделались навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные занятия начинаются и оканчиваются молитвою».

Церковно-приходские школы с 1887 г. по 1902 г. были одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом. В них преподавались: 1) закон божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподавались ещё, и начальные сведения из истории церкви и отечества. Объем преподавания предметов устанавливался особыми программами, которые утверждал Синод. Он же определял и перечни учебных пособий и книг, по которым велось обучение. Именно они входили в обязательный перечень для организуемых при каждой школе ученических библиотеках.

Правила определяли, что «Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения епархиального архиерея, учители и учительницы, под наблюдением священника.» На них возлагалось «наставление в правилах веры и преподавание закона божия». Учительские должности в школах могли занимать преимущественно лица, получившие образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Из светских лиц - преподаватели, имеющие звание и права учителя начального народного училища. Полная ответственность заведывания церковноприходскими школами возлагалась на приходских священников. Предусматривался и институт попечительства. Попечителем могли стать лица, «учредившее церковно-приходскую школу на собственные средства».

Общественно-политические события в России начала XX века еще больше лишь укрепили позицию правительства в покровительстве церковно-приходским школам. В апреле 1902 года появилось новое «Положение о церковных школах», после которого обозначилась устойчивая тенденция роста церковно-приходских школ. Обучение в одноклассных школах стало трехгодичным.

С конца XIX в. потребность в получении образования населением нашего края становилась необходимостью. Об этом свидетельствуют данные статистики. В 1887 г. в поселениях, располагавшихся на территории современной Дубны картина выглядела следующим образом. В д.Александровка из 285 жителей грамотных было лишь 28 человек. В д.Иваньково из 234 чел. – 17. В д.Юркино из 381 чел. лишь 22. В Козлаках из 85 жителей было 2 чел. грамотных. В Подберезье ситуация была получше. Из 313 чел. владели грамотой 142 чел. Здесь с грамотными было 64 семьи. Как показал проведенный нами анализ лишь 8% верующих прихода храма Похвалы Пресвятой Богородицы в с. Городище (а это деревни Александровка, Иваньково, Козлаки, Пекуново, Прислон, Притыкино, Клетино) были на этот год грамотными. Практически везде была поголовной неграмотность женщин. По итогам первой Всероссийской переписи 1897 г. из населения Корчевского уезда Тверской губернии в возрасте до 50 лет грамотными было всего 38,7%. Среди детей и молодежи до 19 лет 41% умели читать и писать. Учились же единицы детишек, так как в близи не было школ и открытие их по финансовым обстоятельствам не было возможным. Кроме того, крестьянство бедствовало и не имело возможности своих детишек попросту обеспечить необходимой для посещения школы одеждой и обувью.

И все-таки, благодаря инициативе владельца усадьбы в д. Пекуново, Ивана Николаевича Мамонтова и стараниям приходского священника Иоана Драницина, первую в нашей местности школу, церковно-приходскую, удалось открыть. 28 июля 1887 года, Мамонтов, отмечая девятнадцатилетнюю годовщину своего брака в кругу семьи и близких, решил устроить в селе Городище, при храме Похвалы Пресвятой Богородицы, церковно-приходскую школу для крестьянских детей и обеспечить, по возможности, ее существование и в будущем. О своем желании Иван Николаевич сообщил священнику храма отцу Иоанну Драницыну: "Сочувствуя вполне желанию прихожан иметь для малолетних прихода начальное сельское училище,- писал он,- «я готов содействовать устроению такового училища и на ежегодное содержание его готов платить по 200 рублей, и единовременно жертвую 200 рублей на постройку для него здания. Я уверен, что при пособии прихожан на содержание и постройку школы таковая, Бог даст, не замедлит скоро возникнуть. Прошу вас, отец Иоанн, исходатайствовать надлежащее разрешение на открытие предполагаемой мною школы и на отпуск из ближайшей казенной лесной дачи леса за половинную по таксе цену для постройки здания школы"

Мамонтов Иван Николаевич. Родился 7 сентября 1846 г. в г.Перми в многодетной семье богатого чистопольского купца Николая Федоровича и его жены Веры Степановны. Детство и юность его прошли в Москве. С 1868 года был женат на Екатерине Александровне, урожденной Робер, имение отца которой располагалось в д.Прислон Калязинского уезда, не вдалеке от усадьбы И.Н.Мамонтова в д. Пекуново. В браке у супругов родилось семеро детей: четыре сына и три дочери. Кроме того, они воспитывали племянницу жены, осиротевшую в 4 года. Приходился двоюродным братом известному в России меценату и предпринимателю Савве Ивановичу Мамонтову.

Являлся активным общественным деятелем и благотворителем. Был кандидатом права, гласным Московской думы и почетным мировым судьей. В 1887 г. возглавил в г. Москве «Комиссию о пользах и нуждах общественных», где при его непосредственном участии была разработана новая система благотворительности. Автор проекта «Народное здравие», в основу которого легла его идея о широком привлечении в дела милосердия частного капитала. Благодаря этому проекту в Москве были открыты: 49 приютов и яслей на 1709 детей; 33 богадельни на 1480 человек; 49 бесплатных и дешевых квартир, рассчитанных на 285 взрослых и 227 детей; 9 учебных швейных мастерских для девочек; сапожная и столярная мастерские для мальчиков и 6 мастерских для женщин-надомниц; 8 бесплатных столовых; 2 библиотеки. Помощь получили тогда десятки тысяч людей. В попечительские общества по призрению бедных, созданные Мамонтовым, входили многие известные лица, в том числе и граф Л. Н. Толстой. Владея в Корчевском уезде, Федоровской волости Тверской губернии имением Пекуново, сумел создать на базе его эффективное по тем временам сельскохозяйственное производство, обеспечивавшее высокую доходность известного в России хозяйства. Имел в собственности винокуренный завод, приносивший хорошие доходы. На протяжении всей своей жизни щедро обеспечивал содержание церковно-приходской школы для крестьянских детей в с.Городище. Умер в 1899 году и был похоронен в нем за алтарем церкви Похвалы Пресвятой Богородицы.

Драницын Иван Иванович. Священник храма Похвалы Пресвятой Богородицы в с. Городище в период с 1851 по 1891 г. Умер 3 марта 1891 г. Похоронен у храма Похвалы Пресвятой Богородицы.

О том, как шло открытие школы и начале её работы "Тверские епархиальные ведомости" позднее, в 1889 г., писали: «Получив такое письмо, отец Иоанн с энергией принялся за осуществление этого благого желания. На другой же день, то есть 29 июля, вместе с И.Н. Мамонтовым он пригласил для переговоров церковного старосту и почетнейших прихожан, которые и отнеслись к их мысли с живым сочувствием и полною благодарностью. Но особенно горячее сочувствие к учреждению церковно-приходской школы встретили они со стороны церковного старосты, крестьянина деревни Клитина (ныне - Клетино - прим. авт.) А.П. Гладкова, изъявившего согласие не только быть строителем школы, но принять на себя содержание школы и единовременное пособие на постройку школьного здания. На этом же совещании И.Н. Мамонтов внес и свою жертву на постройку здания в количестве 200 рублей.

31 июля, 1 и 2 августа состоялись крестьянские сходы во всех выше помянутых волостях, в присутствии волостных старшин и церковного старосты. Совещания на этих сходах дали самые прекрасные результаты, и крестьяне единогласно постановили ежегодно отпускать с 600 ревизских душ прихода по получетверика овса с каждой души на содержание школы и собрать единовременно 400 рублей на постройку школьного здания.

С легкой руки И.Н. Мамонтова в скором времени явились и другие жертвователи, пожелавшие внести лепту на это благое дело. Московская почетная гражданка Надежда Петровна Ганешина, проживающая в своем Городищенском имении, обратилась с письмом к отцу Иоанну и выразила в нем со своей стороны желание пожертвовать на постройку здания 200 рублей. Такова же сумма была пожертвована, по приглашению церковного старосты, и московским потомственным почетным гражданином И.Д. Баевым. С этими-то суммами, собранными от 3-х благотворителей и некоторых других лиц, и было предположено приступить к постройке школьного помещения.

Одновременно с решением вопроса об устройстве особого школьного здания был решен вопрос и о немедленном открытии учебных занятий в церковной сторожке. Потребность в обучении была так сильна, желание прихожан иметь свою школу было так велико, что инициаторы этого прекрасного дела не считали возможным откладывать открытие учебных занятий до устройства нового школьного помещения. 15 сентября отец Иоанн вошел в Совет Братства с прошением, в коем, изложив все обстоятельства дела, ходатайствовал о разрешении немедленно приступить к производству учебных занятий, а жертвователей И.Н. Мамонтова и Н.П. Ганешину утвердить в звании попечителей школы. Учительницей в школу была приглашена крестьянская девица, окончившая курс в учительской школе П.П. Максимцева (на базе этой школы в Твери был организован после революции Учительский институт, ныне - Тверской университет - прим.авт.).

В школу было принято 40 учеников и учениц, обучение происходило до половины мая 1888 года.

Между тем новое здание для помещения школы быстро подвигалось и к 1 августа 1888 года было совершенно окончено. В этот день, после литургии и крестного хода на реку, оно было освящено при общем собрании всех прихожан. После окропления здания освященною водою был отслужен благодарственный Господу Богу молебен с провозглашением многолетия государю императору и всему царствующему дому, св. Правительственному синоду и Высокопресвященнейшему Савве, архиепископу Тверскому и Кашинскому, г. обер-прокурору св. Синода К.П. Победоносцеву, основателю школы И.Н. Мамонтову, строителю А.П. Гладкову и прочим благодетелям.

По окончании молебна отец Иоанн вместе с прихожанами выразил И.Н. Мамонтову свою искреннюю благодарность за почин в устройстве школы. Со своей стороны И.Н. Мамонтов ответил, что сделавшись местным землевладельцем и прихожанином, он желает стать родным для прихожан и употребить со своей стороны все силы на пользу и процветание церкви и прихода, при чем выразил желание в непродолжительном времени внести в государственный банк капитал, проценты с которого равнялись бы жертвуемой им в настоящее время сумме на содержание школы.

На этом собрании прихожан было предложено проверить отчеты в израсходовании денежных сумм, употребленных как на постройку школьного помещения, так и на содержание школы в первом году ее существования. Из первого отчета оказалось, что всех сумм на постройку здания было собрано 942 руб., а именно: от И. Н. Мамонтова 250 руб., от Н.П. Ганешиной 200 руб., от И.Д. Баева 200 руб., от А.П. Гладкова и его брата 75 руб., от отца Иоанна Драницына 5 руб. и от крестьян 212 руб. Из этих сумм употреблено: за постройку плотнику 360 руб., за лес, пилку и его привоз 326 руб. 46 коп., за железо для крыши и печей и работу 248 руб. 19 коп., за кирпич для фундамента и печей 131 руб. 65 к., каменщику 35 руб. 50 коп., за рамы 30 руб., за известь 20 руб. 50 коп., за работу печей 16 руб. и на разные мелочные материалы 31 руб. 70 коп. А всего на постройку здания употреблено 1200 руб. Недостающую сумму 258 руб. строитель школы принял на себя, заявив при отчете прихожанам, что ему Бог подал. Утвердив этот отчет в израсходовании собранных на постройку здания денег, прихожане выразили строителю также свою благодарность. В заключение отец Иоанн доложил отчет по содержанию школы, который был также утвержден прихожанами. Из этого последнего отчета видно, что на содержание школы поступило от И.Н. Мамонтова 295 руб. и от крестьян 69 руб. 55 коп.

В отчетном году израсходовано: на жалованье учительнице 180 руб., на приобретение учебных пособий и принадлежностей 130 руб. 41 коп., столяру за переделку и работу парт 33 руб. 50 коп. и сторожу 4 руб.

Кроме всех перечисленных пожертвований И.Н. Мамонтова, им же пожертвованы в школу портреты ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Александровича и в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича.».

Далее в статье отмечается, что «Вновь устроенное здание для помещения Городищенской церковно-приходской школы принадлежит к числу лучших в нашей епархии школьных помещений. Оно построено в церковной ограде в 17 саженей от Храма на каменном фундаменте и покрыто железом. Лицевая сторона здания обращена на юг, длина его 16 аршин, а ширина 14 аршин. Внутреннее помещение разделяется на 2 половины — классную и учительскую, из коих первая содержит в себе 14 аршин ширины и 10 — длины при 9 двухаршинных окнах; высота комнат 4 аршина без 3 вершков. С устройством нового школьного помещения явилась возможность принимать в школу большее количество детей для обучения, чем какое было в прежнем помещении. В только что минувшем учебном году учащихся было 51, из коих 36 мальчиков и 15 девочек.».

Через год учебы, как отмечается в статье, «…школа успела уже заявить себя прекрасным результатами, как видно из представленного в Совет Братства журнала экзаменационной комиссии. К испытанию на получение льготного свидетельства по отбыванию воинской повинности из школы было представлено 4 мальчика, и кроме того, окончили курс две девочки. Успехи учеников и учениц обозначены комиссией следующими баллами: по Закону Божию и церковно-славянской грамоте и русскому языку 5 человек отмечены балом 5 и 1 балом 4, по предмету счисления и по письменному диктанту 4 человека — баллом 5 и два баллом 4, и, наконец, по чистописанию все учащиеся отмечены баллом 5. Рассмотрение диктанта со стороны каллиграфии и орфографии показывает, что комиссия отнеслась к этим работам учеников без всякого пристрастия: почерки ученического письма правильны, красивы и весьма разборчивы; орфографических ошибок встречается весьма мало и при том таких, которые едва ли можно принять в расчет при оценке ученических успехов в народных школах.» Позднее в губернском статистическом отчете о школе сообщалось следующее: «Городищенская школа пользуется отоплением и услугами сторожа от церкви, от крестьян ежегодно собирают в пользу школы около 300 мер овса. Главное же обеспечение для школы доставляется попечителем ее, который ежегодно платит жалование учительнице в размере 180 руб., страхует школьное здание и делает небольшие пожертвования учебниками. Мерами исправления и улучшения нравственности учеников служат: стояние на ногах в углу, пересадка учеников, оставление без обеда, выговор перед всеми учениками». С 1899 г. положение школы значительно ухудшилось, так как со смертью главного благотворителя - И.Н. Мамонтова помощь ей была уже не значительной.

Ходить в школу стали детишки в возрасте от 7 лет как из окрестных с селом Городище деревень – Пекуново, Соблево, Прислон, Притыкино, так и отдаленных – Александровка, Иваньково, Клетино. Крестьяне, постепенно осознававшие значимость образования для дальнейшей жизни их детей, отправляли их учиться охотно. И эта тенденция становилась из года в год все более устойчивой.

В среднем количество учащихся в городищенской школе ежегодно колебалось от 50 до 60, с небольшим, человек. В начале ХХ века (1901 г.) в ней обучалось 50 человек (мальчиков 37 человек, девочек 13 человек). В 1902 г. в ней было 52 чел. (35 мальчиков и 17 девочек). В следующем году училось 60 детей (42 мал. и 18 дев.). В 1904 г. – 56 (26 м. и 30 д.). В 1905 г. было вновь 60 учеников (27 м. и 33 дев.). 61 учащихся было в 1906 г. (33 м. и 28 д.). На январь 1909 года в Городищенской церковно-приходской школе обучалось 41 человек. Количество мальчиков резко сократилось (13 человек), количество девочек возросло и составляло (28 человек). На январь 1910 года количество обучающихся в церковно-приходской школе уменьшилось и составляло всего 36 человек, из них мальчиков (16 человек), девочек (20 человек). Все годы основной возраст учеников был от 7 до 9 лет. Учеников более возрастных училось меньше.

Школа была одноклассной, поэтому дети как и везде учились в ней два года, а потом с 1903 г. три года. Церковно-приходская школа в с.Городище просуществовала до 1911 года, а потом закрылась. Уже в статистических отчетах за 1912 г. она не фигурирует. Главной причиной прекращения её деятельности стало увеличение числа школ в Корчевском и Калязинском уездах. К тому времени уже работали церковно-приходские школы в Юркино, Иваньково, земские школы в деревнях Соблево и Прислон. Поэтому небольшое число детей из самого села Городище стало ходить в открывшуюся в 1909 г. прислонскую школу.

С начала XX века количество детей, подлежащих обучению в стране увеличилось и российские власти взяли курс на рост числа грамотных. Кроме того, менялась и ментальность крестьянства, которое все больше связывало будущность своих детей с необходимостью получения образования. Все это приводило к расширению числа церковно-приходских школ. В след за городищенской в 1901 году на территории современной Дубны появилась школа в деревне Подберезье, а годом позже в деревне Юркино. Потом начала работать и школа в деревне Иваньково.

Если с.Городище было в Федоровской волости Корчевского уезда, то деревня Подберезье входила в Ларцевскую волость этого же уезда и относилась к приходу церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Крева. С начала школа в Подберезье не имела своего помещения и пользовалась наемными, но в 1911 г. усилиями крестьян при въезде в деревню со стороны Кимр было построено отдельное здание. В ней ежегодно обучалось от 50 до почти 70 учащихся. В 1902 году количество учеников было 62 (28 мальчиков и 34 девочки). В 1904 г. – 69 учащихся (31 мальчик и 38 девочек). На январь 1909 года количество учащихся составляло 60 человек, из них мальчиков 26 человек, а девочек 34 человека. В 1913 г. в школе училось 57 детей (24 мал. и 33 дев.) В 1916 г. было 64 ученика (38 мал. и 26 дев.). Как свидетельствуют обзоры деятельности церковно-приходских школ Тверской губернии школа в Подберезье относилась к числу лучших в Корчевском уезде. Просуществовала она до 1918 года, а затем была преобразована в начальную школу, работавшую до середины 60-х годов прошлого века в поселке, а потом городе Иваньково, городе Дубне.

Школа в деревне Юркино, открывшаяся в 1901 году при приходе Казанской церкви, что была в с.Зятьково Калязинского уезда, сразу получила собственное здание, которое выстроили на средства крестьян в южной стороне от деревни на берегу реки Дубны.

В неё ходили учиться детишки из Юркино, Александровки, Козлоков и ближайших селений уезда Талдомской волости, что располагались на правом берегу реки – Захаровка, Крияново, Усть-Стрелка. По количеству учащихся она была средней наполняемости. Так в 1902 г. в ней обучалось 50 детей (26 мальчиков и 24 девочки). В 1904 году было 47 учеников (28 мал. и 19 дев.). В 1912 году 42 ученика (24 мал. и 18 дев.). В 1916 году в школе училось только 36 учащихся (21 мал. и 15 дев.). В 1918 году она стала начальной школой, которая потом вошла в состав г.Дубны и просуществовала вплоть до 1967 г.

Церковно-приходская школа в деревне Иваньково открылась в 1905 году. До этого дети ходили учиться за 5 км. в село Старо-Никольское. По численности учащихся она была не очень большой. Так в первый год её работы в ней обучалось 32 ученика. В 1912 году училось 37 детей (22 мал. и 15 дев.). В 1914 г. лишь 23 чел. (12 мал. и 11 дев.). В 1916 году их число возросло до 30 (16 мал. и 14 дев.). До 1914 года школа работала в наемном помещении, но потом у неё появилось собственное здание. В советское время, с 1918 г., школа стала начальной и потом, как и вся деревня, в 1934 г. была перенесена на новое место – ниже по течению реки Волги, став Ново-Иваньковской начальной школой. Именно её в первое время и стали посещать дети прибывших осенью 1946 г. первостроителей научной Дубны, пока не была построена первая в нарождавшемся поселке школа. В начале 50-х гг. была закрыта.

Учебный год в школах начинался в первой декаде сентября и длился числа до 10-11 мая. Содержание обучения определялось «Программами учебных предметов для церковно-приходских школ» введенными в действие в 1886 г. и потом измененными в 1903 г. Ими устанавливалось, что обучению в школах должно было предшествовать предварительное воспитание детей в семьях в духе православия и соблюдения христианских заповедей и обрядов. После домашнего наставления дети, начиная с семилетнего возраста, они определялись родителями в церковно-приходские школы. По достижении 12-16 летнего возраста все дети должны были завершить курс обучения.

 

Само название церковно-приходских школ указывало на особое значение преподавания в них Закона Божия. Он был основным предметом обучения (7 уроков в неделю), другие предметы находились от него в тесной зависимости. Содержание Закона Божия для одноклассных школ: изучение молитв, священной истории, объяснение богослужения, краткий Катехизис.

Дух православной церковности в атмосферу школьной жизни вносили церковное пение и церковная грамота. Через церковное пение дети проникались языком церкви и возвышенными чувствами. Программа его (2 часовых урока в неделю и 4 получасовых, после окончания уроков) предусматривала изучение и исполнение церковных напевов, изложенных в церковных книгах: обихода, октоиха, ирмологий, праздников. Обучение нотам следовало начинать тогда, когда дети усваивали алфавит русский и славянский, знакомились с письменными буквами. Пение было во всех школах дополнительным предметом. Более способные ученики привлекались к участию в клиросном пении и чтению молитв.

Изучение церковнославянского языка помогало ученикам при изучении молитв и богослужения и подготавливало их к выразительному чтению церковных книг., способствовало усвоению русского языка. На него отводилось (4 урока в неделю). В соответствии с программой начиналось обучение в конце первой или в начале второй половины первого года учебы, после того, как дети знакомились с механизмом русского чтения. В первый год обучения дети знакомились со строчными и подстрочными знаками и сокращениями слов, с названием букв по церковной азбуке. Обучение первого года завершалось чтением церковно-славянского букваря. Во второй год учащиеся читали избранные места из Евангелия, затем Часослова и Псалтыри, с соблюдением ударений и знаков препинания. При чтении им следовало обращать внимание на понимание простейших слов и выражений, но не требовалось полного понимания всего прочитанного. Понимание церковных текстов достигалось по мере изучения Закона Божия, к концу обучения в одноклассной церковно-приходской школе. В третий год – продолжение чтения Часослова, Псалтыри и Евангелия от Матфея.

При преподавании русского языка в школах (7 уроков в неделю) особое внимание обращалось на изучение языка.

Детей учили правильно, бегло и осмысленно читать, писать без грубых ошибок, передавать содержание прочитанного, осмысленно выражать свои мысли устно и письменно. В процессе обучения грамоте учащимся сообщались сведения из отечественной истории, географии и этнографии.

Чистописание было самостоятельным предметом (3 урока в неделю) и было рассчитано на весь курс обучения. В первый год обучения дети писали по прописям печатные и прописные буквы и цифры. Во второй год выполняли письмо букв и цифр в разлинованной тетради, а затем письмо слов и коротких пословиц.

В.Маковский В сельской школе

Н.Богданов-Бельский На уроке

Обучение арифметике (6 уроков в неделю) имело целью научить детей основным действиям с числами и формирование умения применять эти знания к решению практических задач из повседневного быта. Учащиеся изучали приемы устных и письменных вычислений, решение задач, непрерывный счет до ста (во второй год до миллиона), названия чисел и письменное их обозначение, устные и письменные упражнения в производстве четырех действий арифметики. Было предусмотрено ознакомление с таблицами сложения, вычитания, умножения и деления, объяснялись простейшие дроби. Дети знакомились с русскими мерами длины, веса, времени, сыпучих и жидких тел, счетом монет. Их учили сложению и вычитанию на торговых счетах.

Н.Богданов-Бельский Устный счет

Занятия в церковно-приходских школах начинались в 8-9 часов утра. Продолжительность урока – 45 минут. Между уроками были перемены по 5-10 минут, последний урок мог быть перенесен на послеобеденное время. В первую половину первого года следовало уроки церковно-славянской грамоты заменять уроками церковного пения, а во втором полугодии церковное пение – на уроки чистописания.

Непременным атрибутом школьного помещения был Святой Угол (4-5 икон и горящая лампадка). Все ученики обязаны были носить нательные кресты.

Вид класса

Оценка знаний велась по 5-бальной системе: 5 – «отлично», 4 – «очень хорошо», 3 – «хорошо», 2 – «посредственно», 1 – «слабо». Ученик, получивший по итогам учебного года двойки по двум предметам или единицу по одному, не имел права на переход в следующий класс, но допускался к осенней переэкзаменовке. Ученики с оценками «5» и «4» причислялись к первому разряду, ко второму – с оценками «3» и имеющие средний балл не ниже 2,5.

Учеба детей не была простой и поэтому не все дети могли овладеть программами обучения и в силу своих способностей, и подготовленности. Кроме того, многое зависело от их удаленности от школы и от материального благополучия семьи. Части детей приходилось для того, чтобы учиться преодолевать не малое расстояние. У кого-то не было надлежащей одежды и обуви. Довольно часто родители не отпускали детей в школу из-за необходимости им выполнять домашние обязанности. Типичным было прекращение занятий по причине начала трудовой деятельности. Оно как правило начиналось с 9 лет. Именно в эту возрастную пору мальчиков отдавали на учебу сапожному ремеслу «в люди» или они начинали осваивать эти премудрости дома от своих отцов. Девочек загружали присмотром за младшими детьми и домашним хозяйством. При всем при том, как отмечалось выше, интерес к грамоте у крестьянства возрастал в начале века, это не означало, что он перерастал в их стремление дать своим детишкам системное образование. Понятие быть образованным у значительной части крестьян понималось лишь как наличие умения сносно читать и писать, но не вовсе иметь разносторонние знания. На тот исторический период для них, связывавших будущность своих детей с крестьянским трудом, и в лучшем случае с отходом на заработки в города, этого было вполне достаточно. Не удивительно, что полный курс обучения в церковно-приходских школах проходили не все.

Родители после одного-двух годов обучение детей в школу больше не отпускали. Так в 1905 году школу в селе Городище окончило лишь 9 человек. Подберезскую 4 и юркинскую 8 чел. В 1916 году подберезскую окончило 2 чел., юркинскую 3 и иваньковскую 1 ребенок. Как свидетельствуют статистические данные во все годы (с 1902 г и по 1916 г.) доля учащихся старшего отделения - 10 летнего и большего возраста, по сравнению с детьми 7,8-9 летнего возраста всегда была меньшей. К примеру, в 1912 году из 57 учеников подберезской школы в старшем отделении было лишь 3 чел. Примерно такое соотношение встречается и по двум другим школам.

По итогам года лучшим ученикам выдавались благодарственные листы, а по итогам окончания школы похвальные листы. Они вручались «учащимся благонравным по поведению и получившим в среднем выводе не менее 4,5 и не менее 4 (баллов – автор) по каждому предмету в отдельности, а по Закону Божию и церковно-славянскому чтению не менее 5, и представившим, кроме того, наилучшие работы по чистописанию и правописанию».

На экзамене

Чистописание оценивалось преимущественно по собственноручному заявлению учеников о допуске к экзаменам, а правописание – по диктанту (для диктанта выбирались коротенькие статьи, на 5-10 строчек, из книги по чтению). Лучшим ученикам предоставлялось право сдавать экзамен (в объеме программы для церковноприходских школ по Закону Божию, русскому языку, письму и арифметике) в уездных училищах министерства народного просвещения на получение льготы IV разряда (статьи 53 «Устава о воинской повинности» 1874 года, о сокращении срока службы на два года). К этому экзамену допускались только учащиеся, достигшие одиннадцатилетнего возраста и не старше призывного (20 лет).

Как и всегда в образовании, многое зависело от тех, кто организовывал и вел обучение в церковно-приходских школах. Это были подвижники своего благородного дела. История оставила их имена. В школе в селе Городище первое время преподавали священник отец Иоан Драницын и Евдокия Мельникова, а в последствии, уже в начале XX века, отца Иоана сменил его сын Николай Иванович Драницын.

А.А.Косухин и Н.И.Драницын

Е.И. Гладилова-Никифорова

Обучали ребятишек в различные годы Павел Филиппович Моисеев, Алексей Николаевич Рогожин, Павел Михайлович Михайлов, Михаил Веревкин, Таисия Ивановна Колоколова, Иван Иванович Воскресенский, Арсений Александрович Косухин, Евдокия Ивановна Гладилова-Никифорова.

В школе Подберезья в разные годы обучали детей священники Александр Невский, настоятель храма села Губин Угол, Федор Федорович Алексеев, отец Александр Чикалов, а также учителя Александр Николаевич Рогожин и Иван Александрович Павлов, Елизавета Александровна Невская, Евдокия Ивановна Гладилова-Никифорова.

В Юркино преподавали в школе священник Петр Павлович Алексеев, учителя Василий Ильич Троицкий, Татьяна Михайловна Судницына.

Учительский состав иваньковской школы установить, к сожалению, не удалось. Заведовал же ею священник городищенского храма Похвалы Пресвятой Богородицы Драницын Н.И.

Особую роль в деятельности школ играли, конечно священнослужители. Встав во главе школы они в первую очередь руководили христианским воспитанием детей, следили за общим ходом образовательного процесса и обучали Закону Божьему. Но на их плечи ложились и все хозяйственные нужды школы, ремонт и их содержание, финансирование. Учителя, занимавшиеся преподаванием остальных предметов, являлись их помощниками.

По отзывам бывших учеников школ, можно сделать вывод, что они как правило были знавшими свои предметы, скромными, воспитанными на строго-религиозных началах, любившими Церковь и сельскую жизнь. А главное, любившими детишек подвижниками, готовыми идти ради этого трудиться на совесть и идти на пожертвование своим благополучием, ведь их то же денежное содержание было не высоким по сравнению с коллегами, работавшими в гимназиях, реальных училищах, земских школах. Именно преподаватели церковно-приходских школ, к сожалению, были в то время самой низкооплачиваемой категорией провинциальной интеллигенции Тверской губернии. Так годовая оплата их труда составляла в среднем от 180 до 240 рублей в год. Это значительно ниже тех же земских врачей и земских учителей. Из этих средств им приходилось платить и за съем квартиры, так как не всегда школа и приход могли это сделать, да и при школе не было жилья.

При этом жалование учителей и законоучителей не менялось годами. Кроме того, учителям, подчас, приходилось материально поддерживать своих учеников. Поэтому им приходилось быть непритязательными и довольствоваться скромными условиями жизни и с достоинством брать на себя миссию продвижения знаний и просвещения.

Подвижнический характер деятельности учителей не мог оставаться без внимания окружающих, и учеников прежде всего. В своей автобиографии уроженец деревни Иваньково, будущий генерал-лейтенант, известный советский военноначальник Г.Н.Терентьев с теплотой вспоминал: «…учитель сельской школы Александр Александрович с помощью «волшебного фонаря» показал ученикам нашей школы сказку «Конек-горбунок» и нашел время коллективно прочесть с нами полное собрание сочинений Н.В. Гоголя. Когда я был в третьем классе, Александр Александрович давал мне читать экземпляры «Былое и думы» Герцена.». И далее он отмечает, что это на всю жизнь осталось в его памяти, как и привитая ему педагогом любовь к творчеству поэта Н.А.Некрасова, стихи которого он выбрал для прочтения на выпускном экзамене. Многие из них помнил и с удовольствием читал в слух всю свою жизнь. Учителя не ограничивалась лишь преподаванием на уроках, но и активно занимались просветительской деятельностью.

Выполняя задачу распространения грамотности среди детей, они не оставляли без внимания и взрослое население. С этой целью они иногда устраивали при церковных школах религиозно-нравственные чтения, различные внеклассные мероприятия, организовывали работу библиотек. Они проводили среди населения беседы о евангелии, истории России, религии и религиозных праздников, о житиях святых, сельскому хозяйству, о жизни и творчестве популярных церковных и гражданских писателей. Находясь лицом к лицу с народом, учителя церковно-приходских школ хорошо осознавали его проблемы и нужды. В результате, они нередко становились не только единственным источником знаний и культуры в крестьянской среде, но помощниками в их хозяйственных и семейных делах.

Народное чтение

Многие из крестьян шли к учителю как одному из наиболее грамотных людей в поселении и его окрестностях, и как правило, получали нужную помощь и поддержку. Особенно в написании различных прошений, писем обращений, получении нужных советов и консультаций.

Таким образом, учительство церковно-приходских школ с.Городище, деревень Подберезье, Юркино, Иваньково являлось проводником просвещения и религиозно-нравственных идеалов. Вклад его в просвещение жителей нашего края был значителен. Они несли детям не только умение читать и писать, но и закладывали нравственные, духовные основы жизни учеников.

Деятельность приходских школ нашего края, как и других мест Тверской губернии проходила в не простых условиях. Главной проблемой её была отсутствие средств на содержание школ. В «Отчете о состоянии церковно-приходских школ Тверской епархии в 1912-1913 году» констатировалось: «… в хозяйственном отношении для церковных школ создалась, по независящим обстоятельствам, глубоко-прискорбная и тяжелая обстановка бедности, бессилия и некоторого как бы бесправия.» Государство денег не выделяло, земства тоже, а духовное ведомство – Синод, давало крайне ограниченные их объемы. У самих православных приходов средств на эти нужды не было. Отсутствие их не могло не сказываться на ремонте зданий и на обеспеченности школ дровами для отопления, обеспечении мебелью, школьно-письменными принадлежностями, нужными учебниками и пособиями, книгами для внеклассного чтения. Проблемной была и выплата учителям жалованья.

Школам в таких условиях, для того чтобы как-то сохранять и поддерживать учебный процесс оставалось уповать лишь на состоятельных благотворителей да деньги крестьян-прихожан, которые у них было мало, да и расставались они с ними не охотно, так как им уже приходилось на эти нужды платить земские сборы. И надо отдать должное той энергии и целеустремленности, с которыми священникам и учителям удавалось в те, теперь уже далёкие времена, это делать, неся свет образования и просвещения жителям тогдашних дубненских поселений.

Деятельность церковно-приходских школ в нашем крае стала особой исторической страничкой, позволившей дать начала образования тысячам наших юных земляков, Она заложила на этой территории основы формирования образовательных традиций, которые получили свое развитие уже в советское время, особенно в период борьбы за всеобщую грамотность во второй половине 20-х, в 30-е годы.

Прислонов Н.Н.

Использованные источники

Венедиктова Е. Иван Николаевич Мамонтов - ратминский благотворитель // «Встреча», 27 июля 2012 г.
Начальные училища Тверской губернии в 1902-1903 учебном году / Тверское губерн. земство, Отдел по народ. образованию. Тверь,1903. 322 с.
Начальные училища Тверской губернии в 1903-1904 учебном году / Тверское губерн. земство, Отдел по народ. образованию. Тверь,1904. 325 с.
Начальные училища Тверской губернии в 1904-1905 учебном году / Твер. Губ. Земство, Отдел по народному образованию. Тверь, 1905. 320 с.
Начальныя училища Тверской губернии в 1910-1911 учебном году" / Тверское Губернское Земство, Отдел по народному образованию. Тверь, 1912. 323 с.
Начальные училища Тверской губернии в 1912-1913 учебном году / Тверское губ. земство, Отдел по народ. образованию. Тверь, 1913. 226 с.
Начальные училища Тверской губернии в 1915-1916 учебном году / Тверское губ. земство, Отдел по народ. образованию. Тверь, 1916. 234 с.
Начальные училища Тверской губернии в 1916-1917 учебном году / Тверское губ. земство, Отдел по народ. образованию. Тверь, 1917. 234 с.
Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-1913 учебном году. Тверь, 1913. – 114 с.
Оборин В. На рубеже ХХ столетия // «За коммунизм», № 11, 9 февраля 1973 г.
Оборин В. Тяжкий удел земледельца // «За коммунизм», № 14, 20 февраля 1973 г.
Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. [и с предисл.] Н.А. Тройницкого. - [Санкт-Петербург] : издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905 ; Т. 43 : Тверская губерния. - 1904.– С.22.
Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г. "Хрестоматия по истории педагогики". Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г.
Сборник статистических сведений о Тверской губернии. Том IX. Корчевской уезд. Выпуск 2-й: таблицы, примечания к ним и карта уезда. Издание Тверского Губернского Земства. [предисл. В Покровский].- Тверь, 1893 г. - 327 с.
Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания /сост. Ф. Федоров. СПб., 1907. – 447 с.
Тверские епархиальные ведомости // 1889 г., № 13, от 1 июля, стр. 477.

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

20 мая Беседа-путешествие "Волга в русской живописи"

21 мая Арт-кружок "Живые истории"

21 мая Репетиционные занятия "Театральная азбука"

21 мая Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

22 мая Интерактивная игра "От кириллицы до наших дней"

22 мая Интерактивная игра "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!"

22 мая Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

22 мая Читай-полянка "Что было в сумке у кенгуру"

23 мая Уроки рисования для взрослых "Мастера времени"

23 мая Игра "Аз, буки, веди"

23 мая Вечер памяти поэта-земляка А.В. Коровенкова

23 мая Школа робототехники

23 мая Курсы "Бисерная шкатулка"

23 мая Экскурсия по выставке "Канал им.Москвы - канал памяти"

24 мая Беседа-игра "Славянский мост через века"

24 мая Занятия в студии "Живая глина"

24 мая Музыкальный вечер "Весенний букет"

25 мая Мастер-класс по оригами. Группа "Умейка"

25 мая Мастер-класс по бисероплетению. Группа "Бусинка за бусинкой"

25 мая Музыкальный вечер "Михаил Глинка и современники"

26 мая Семейный досуговый клуб "Любознайки"

26 мая Детский клуб настольных игр "Игрология"

26 мая Киноклуб "В кадре и за кадром"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика