Здесь все было первым у нас:
И этот огромный класс,
И наша вторая мама -  
Учительница дорогая.
Потом мы учились у многих:
У очень добрых и строгих,
У светлых, темноволосых,
У самых-самых хороших.

Поклон вам, до самой земли,
Учителя мои!

О память о верных друзьях!
О диспутах и вечерах,
О спорах до хрипоты —
Ну разве не вспомнишь ты?

(Ирина Лапидус)

...МЫ ЧАСТО возвращаемся в мыслях к своей школьной жизни. Мы — это два класса, поступившие в школу № 4 в 1961 г. Кажется, никто не прожил этих лет так счастливо, как мы. Нас много, мы разные взрослые люди, каждый со своей жизнью и судьбой. Но мы — сообщество, нас объединила школа, которой в этом году исполняется 65 лет. У нас много общих воспоминаний, и в то же время каждый помнит милые именно его сердцу детали. Этими своими заметками мы хотим высказать глубокую любовь и благодарность нашей школе и замечательным людям, отдавшим ей свою душу.

***

ШКОЛУ, как и церковь, составляют люди. Какие учителя — такая и школа. Наша школа — это наши учителя. Ах, какой дух царил в нашей школе! Как нас любили! Нас действительно любили наши учителя, а мы любили их. И эта любовь не исчезла с годами, как это часто случается, а стала еще трогательнее и нежнее. Мы любим и помним их всех: Лидию Сергеевну Иванову, Марию Ивановну Чуркину, Раису Александровну Смирнову, Екатерину Степановну Сунгоркину, Нину Михайловну Тришкину, Зою Николаевну Голову, Любовь Спиридоновну Трехалину, Марию Александровну Соловьеву, Семена Иосифовича Горбаткина, Александру Сергеевну Бычкову, Нину Александровну Сабанину, Таисию Васильевну Иванову, Миру Алексеевну Федяеву, Татьяну Сергеевну Бугринову, Нину Максимовну Мирошниченко, Анастасию Михайловну Якину, Елену Павловну Дементьеву, Татьяну Алексеевну Осипову, Анатолия Александровича Константинова, Эвелину Николаевну Говоркову, Григория Дмитриевича Луппова, Сергея Николаевича Фролова, Таисию Петровну Насонову, Зинаиду Павловну Семенову, Екатерину Васильевну Жохову, Зинаиду Борисовну Кузнецову, Юрия Алексеевича Алебастрова, Галину Ивановну Савину, Полину Савельевну Григорьеву, Петра Петровича Логвинова, Василия Петровича Быкова, Алексея Николаевича Касаткина.

Через год после окончания школы воспоминания были яркими и свежими. Эго уроки, «приколы» на них, поездки в театры, походы, первая любовь... Когда прошло 10 лет, память отсортировала лучшее..., когда пришло сегодняшнее 50-летие со дня окончания, хочется, как никогда, благодарить людей, отдававших нам себя без остатка; их-то лица и через год, и через 50 лет в памяти всегда одинаково молоды — этого нельзя забыть и изменить: они, тогдашние, всегда ассоциируются с понятием «моя школа». Меняемся мы, они, но есть моменты, которые в памяти навсегда: лицо Нины Михайловны Тришкиной на репетиции спектакля «Белеет парус одинокий»; испачканный мелом рукав увлеченной Таисии Васильевны Ивановой на уроке математики; тишина такая, что муху слышно, когда Александра Сергеевна Бычкова на уроке литературы поет романс «Я вас любил»; удивительное замечание Володе Молчанову, сделанное на уроке английского языка Семеном Иосифовичем Горбаткиным, стоящим лицом к доске, спиной к классу; дискуссии с руководством школы о длине волос Игоря Займидороги... и многое-многое другое. А поделенный на всех пончик за 4 копейки после урока физкультуры? А рассказы взахлеб о поездках в трудовые лагеря в Турово и Молдавию? А школьный зал, где яблоку негде было упасть, на концерте, приготовленном нашими мальчишками к 10-летию окончания школы? Все это с нами. И это счастье.]

***

САМОЕ ПЕРВОЕ воспоминание о школе — первый учитель. Это наша Раиса Александровна Смирнова. Как же можно забыть те первые дни, ее строгий голос, седые (уже тогда) волосы, лучистые глаза. Умение увидеть всех, подойти к каждому, а ведь нас село за парты 42 человека. Строгая, требовательная, добрая, бескорыстная, человек трудной судьбы и большого сердца... Только потом, перейдя от нее в 5-й класс, мы и наши родители поняли, как много дала нам Раиса Александровна, чтобы мы дальше могли по-настоящему увлеченно учиться. Годы шли, и когда тяжелая болезнь вошла в ее дом, мы были рядом (и дома, и в больнице). Мы проводили ее в последний путь.

Я всегда думаю, что жить так, как живут мои друзья (а это в основном мои одноклассники) — уметь подставить свое плечо в трудную минуту — этому научили нас не только родители, но и наши учителя. Своим примером, своим бескорыстием. Мне всегда хочется поклониться им.  Пока они живы, и сейчас, когда многих из них уже нет….

ДУМАЮ, нет таких людей, которые забыли свою первую учительницу. Конечно, и я очень хорошо помню Екатерину Степановну Сунгоркину, которая впервые встретила нас на пороге тогда ещё юной 4-й школы. Красивая, обаятельная, она с улыбкой здоровалась с нами, и мы без страха отпускали руки мам и вкладывали свои ручонки в ее теплую надежную ладонь. Четыре года она была с нами и уверенно вводила нас в новый мир — мир, где мы должны думать, трудиться, научиться преодолевать лень и забыть слова «не могу» и «не хочу», мир, где столько нового и интересного. Она учила нас учиться, учила радоваться, узнавая новое и постигая ранее неведомое. Она научила нас трудиться, всегда говорила, что учеба — это труд, но труд радостный, потому что этот труд делает нас умнее и лучше, потому что этот труд для нас самих. Спасибо Вам за это, дорогая Екатерина Степановна! Мы рады, что и сейчас можем пожелать Вам здоровья!

***

Светлым пятном осталась в памяти наша первая классная руководительница — Мария Евгеньевна Голова. Эта очаровательная «нездешняя» женщина поразила наше воображение. Конечно, мы не могли оценить тогда ее блестящего знания английского языка, но чувствовали в ней настоящего старшего товарища и иногда злоупотребляли ее отношением: наверное, она долго помнила как вместе со своим другом везла нас на автобусе в Москву, а мы всю дорогу распевали «тили- тили-тесто»...

***

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ событием нашей школьной жизни была встреча с Любовью Спиридоновной Трехалиной. Когда она говорила: «У меня 45 детей: двое своих и 43 в классе», — мы все знали, что это не пустые слова. А какой это был удивительный учитель! Богатый живой уголок, пришкольный сад-огород, каждодневная работа биологического кружка, великолепные уроки и просто рассказы о природе — всем этим Любовь Спиридоновна воспитывала в детях любовь к живому. Нелегкие обстоятельства личной жизни не ожесточили нашего учителя, всегда ее сердце болело за «своих» детей, и нас она научила неравнодушному отношению к людям.

И В МОИХ ВОСПОМИНАНИЯХ о школе всегда присутствует учитель биологии Любовь Спиридоновна Трехалина. Ее уроки всегда были насыщены интересным материалом, наглядными пособиями. А какой она великолепный рассказчик! Очень много времени я проводила в биологическом кружке, которым руководила Любовь Спиридоновна. Сколько было прочитано книг о животных и растениях, сколько интересных докладов подготовлено! У меня дома всегда было много живности: рыбки, птицы, хомячки, кошки. Но ведь не все дети могут держать дома таких забавных и интересных «братьев наших меньших». В биологическом кружке был большой зверинец, и, думаю, именно там воспитывалось гуманное, сострадательное отношение к беззащитным созданиям, готовность помочь тому, кто очень в тебе нуждается. Но Любовь Спиридоновна привила нам не только любовь ко всему живому. Будучи некоторое время нашим классным руководителем, она знала все наши проблемы и всегда, чем могла, старалась нам помочь.

***

ПРОЖИТЬ 10 лет в школе — это у каждого. А потом всегда рядом — это не у всех. Нам повезло. Мы относимся к тем, кому всегда было, куда пойти, кому излить душу, у кого попросить совета. Особый дом, особый мир, где все поймут, все простят, где ты по-прежнему ученик, — дом Александры Сергеевны Бычковой и Семена Иосифовича Горбаткина. Они не просто учителя. Они оба подарили нам часть своей жизни и завоевали наши сердца навсегда.

Как можно не гордиться Семеном Иосифовичем. Учитель, Человек с большой буквы, верный наш друг, он во многом был о остается для нас примером. Это он в октябре 1940 г был призван в ряды Красной Армии, с июня 1943 года служил в действующей армии. При прохождении военной службы на Ленинградском фронте младший лейтенант Горбаткин получил тяжелое ранение. В декабре 1944 г Семен Иосифович был представлен к ордену «Красной Звезды», в 1945 - к медали «За боевые заслуги», в мае 1945 - к ордену «Отечественной войны 2-й степени».

Нам никогда не забыть того счастья и изумления, когда в наш класс на урок литературы вошла не привычная нам пожилая учительница, а молодая маленькая красавица. Впрочем, тогда она еще не казалась нам такой уж маленькой. Александра Сергеевна Бычкова... Огромная часть нашей жизни. Благоговейная тишина уроков сменялась бурными дебатами о смысле жизни, нашим душам никогда не приходилось лениться рядом с Александрой Сергеевной. Потом мы выросли, и ее уже трудно было разглядеть в кольце учеников, всегда стремившихся поделиться с ней- всеми своими проблемами и узнать ее мнение обо всем на свете. Она открыла нам настоящий мир прозы и поэзии, сделала этот мир частью нашей жизни. Все мы немного ревновали ее, когда она вышла замуж за нашего любимого учителя английского языка Семена Иосифовича.

И стихи свои мы посвящали Александре Сергеевне, и «ревновали» к сыну Сережке, который родился, когда мы учились в десятом..., которого встречали всем классом у роддома.

Да, ее интересовало все, что было интересно нам. Во всех делах, будь то уборка класса, выпуск стенгазеты, оформление литературного кабинета (а он был у нас очень хороший!), работа в колхозе (ездила с нами 2 раза: в Турово (Серпуховской район) и в Молдавию (совхоз «Кишиневский») — она с нами, всегда и везде первая.
Ведь недаром на заседании школьного комитета ВЛКСМ, когда Александра Сергеевна была заместителем директора школы по воспитательной работе, она сказала: «И вы, и я — имеем здесь равный голос, для меня важно, что думаете, чего хотите вы...» И это были не просто слова.

На ее уроках у нас всегда было очень интересно. Каждый мог высказать свое мнение. Урок- диспут. И ни один урок литературы не походил на другой, ибо они кончались обычно спорами — хорошими, интересными, нужными. Как много нам давал каждый такой урок!

На уроках все увлеченно следили за ее рассказами о Пушкине, Есенине, Маяковском, Шолохове.., об их героях... Трудно было заметить, кому из писателей или поэтов Александра Сергеевна отдает больше предпочтения. Всех она для нас старалась сделать любимыми, помогала лучше узнать, глубже понять...

***

КАКОЙ мне запомнилась школа? Как ни странно, когда кто-то произносит это слово, я первым делом вспоминаю лестничные пролеты и толпы соучеников при переходе из кабинета в кабинет между уроками. Потом начинаешь постепенно раскручивать свою память и вновь переживаешь состояние бесшабашного задора во время споров на уроках литературы. Споры эти мы специально раздували, чтобы не мучиться чужими нам Печориными и Разметновыми и не погрязать в примитивных снах Веры Павловны, а утверждать мысли и манеру поведения, которые нам казались своими собственными. И сразу вспоминаю учительницу литературы Александру Сергеевну Бычкову, ее сокрушенное «Ну вот, опять не успели!...», в котором лично мне слышалось не только неудовольствие из-за не пройденной части программы, но и удовлетворение тем, что мы хоть как-то мыслим, имеем свое отношение ко всему и пытаемся перекричать самый звонкий учебник. Затем встает перед глазами учитель физики и астрономии Сергей Николаевич Фролов, афоризмы и поучения которого мы долго ещё повторяли в жизни. Да, еще урок физики, практически сорванный из-за съемок фильма «скрытой», но чрезвычайно жужжащей из-под пирамиды портфелей кинокамерой. С годами появилось понимание, каково же было нашим преподавателям с нами.

***

В СТАРШИХ классах мы встретили еще одного выдающегося педагога — Таисию Васильевну Иванову. С любовью и нежностью вспоминаем мы тишину ее уроков математики, на которых просто невозможно было заниматься чем-то посторонним. Эта внешне суховатая женщина оказалась ярким и интересным человеком, разделила с нами радости и трудности не только школьной, но и всей последующей жизни. Великий учитель математики. Она всегда шла на урок с открытым сердцем, с огромнейшим запасом знаний, чтобы с умением и любовью передать их ребятам. На уроках Таисии Васильевны каждый работал самостоятельно, в голове даже и не приходило мысли о том, чтобы подсмотреть или списать. Здесь каждый чувствовал себя полностью погруженным в мир науки математики, благодаря настрою, который давала классу учитель. Таисия Васильевна никогда не считалась со своим временем, она оставалась после уроков с теми, кому надо что-то объяснить и делала это до тех пор, пока не чувствовала, что нет ни малейших неясностей. И так было всегда. Мы уносили с уроков математики не просто оценки в тетрадях, а радость и наслаждение от решенной задачи.

Полюбив математику, выпускники Таисии Васильевны и дальше «грызли» гранит науки в вузах, становясь с каждым годом выше себя еще на голову, с огромной благодарностью вспоминая ее уроки.

***

ОЧЕВИДНО, именно личность учителя оставляет в душе ребенка неизгладимый след. Именно личность учителя, его человечность, искренняя заинтересованность своим предметом, истинное желание раскрыть сущность предмета, его красоту детям дают превосходный результат.

Могу сказать, что никогда особенно не любила точные и естественные науки, хотя они давались мне 6eз особых усилий.

Химия давалась легко и была интересна. А каким еще может казаться предмет, если его преподает педагог такого класса, как Нина Александровна Сабанина. Уже тогда мы понимали, что ее знание химии намного превышает требования школьной программы. Умная, элегантная женщина, она относилась к нам как ко взрослым, и будучи классным руководителем одного из классов, становилась инициатором и деятельным участником многих интересных дел. А вот с физикой были проблемы. И только, когда в 8-м классе к нам пришла преподавать физику Татьяна Сергеевна Бугринова, я начала заниматься этим предметом по-настоящему. В этом заслуга Татьяны Сергеевны. Ее спокойный приятный голос, доходчиво объясняющий все тонкости, ее влюбленность в свой предмет, ее вера в наши силы и возможности давали и нам уверенность в успешном постижении тайн и законов физики.

***

МОЯ ШКОЛА. Неужели тебе 65? Ты ровесница нашего города. Ты моя ровесница. Милая, добрая моя Школа. Теперь я понимаю, почему нам было так уютно и здорово в твоих стенах. Ты всегда откликалась и приветствовала все наши идеи и начинании. Во всем мы чувствовали твою молчаливую поддержку и одобрение. Ты тоже любила пошалить и поорать на переменах, поэтому тебе нравилось, когда мы с удовольствием это проделывали. Мы прибегали к тебе и после уроков, и вечерами. У нас всегда была куча дел в школе. Мы чувствовали, что нужны тебе. Тебе нравились наша забота, наши бурные собрания, веселые субботники.

Со щемящей сказочной радостью вспоминается Новогодний бал старшеклассников 1970 г. Вот расхаживают по вестибюлю маски, открывается бар, звучит музыка вальса…Кружатся пары, на лицах улыбки, звучат шутки, смех. Для тех, кто пришел в костюмах, особые привилегии: они получают жетоны, за которые в «баре» получают конфеты, кофе, апельсины. Остальные могут выиграть жетоны в аттракционах, которые проводил Ю. А. Молочников. В перерывах между танцами проходят конкурсы на лучшее исполнение «цыганочки» и шейка.

В самый разгар веселья была выбрана королева бала, которая имела право приглашать любого в «бар», заказывать любой танец, ее желания должен был выполнять каждый. Ею стала Оля Игнатьева. Одна из торжественных частей бала - призы за костюмы. Их получили очень многие: Надя Кузнецова, Лена Кузнецова, Света Буяло, Женя Попова, Галя Кириллова, Христо Ангелов и многие другие.

Вспоминается 1 февраля 1969 года. Традиционный вечер встречи. В школу пришли выпускники 1967 — 1968 года, 1966 — 1967 и 1965 — 1966 гг. Торжественную часть вечера открыла Татьяна Александровна Осипова. Выступали многие учителя, и каждого из них встречали бурными аплодисментами. Самый волнующий момент вечера — вручение медалей. Их вручала директор школы Мария Ивановна Чуркина. И ребята, и учителя горячо поздравили в тот день с золотыми медалями А. Ставинского, О. Сизову, с серебряными—Л. Ежову, А. Роганова, Н. Маталину, А. Неганова, Н. Замолуеву.  После небольшого перерыва с концертом выступили ученики школы, не обошлось и без сюрпризов: квартет девочек бывшего 10«А» класса исполнил песню «Детство», а Николай Лебедев, выпускник 1966 года, спел песню «Девчонка». После торжественной части были танцы. В перерывах устраивались импровизированные концерты.
Ах, какой дух царил в нашей школе!

***

НАМ ПОВЕЗЛО, что мы учились в 4-й школе, что у нас были именно те учителя, что у нас были.  Все наши учителя действительно старались передать нам все лучшее, что они имели: свои знания, свою доброту, человечность. Спасибо им великое за это.  Всем нашим учителям, живущим и уже ушедшим, низкий поклон и благодарность. За суетой жизни, за своими проблемами мы никогда не забываем вас, мы любим вас, мы чтим вас.

Сколько уже написано о благороднейшем и тяжелейшем труде учителей! Стоит ли соревноваться с уже сказанными словами восхищения и благодарности. Хотелось бы только сказать об удивительном соответствии между обликом, чертами характера и теми предметами, к которым учителя с неизменным упорством и одержимостью прививали нам интерес и любовь. И только теперь, по прошествии многих лет, становится очевидным, что все очень просто объясняется. Каждый из наших учителей настолько глубоко жил внутри своей профессии, своего предмета, внутри своих учеников, настолько отдавался своей работе, дышал ею, что становился строг и пунктуален, как учитель математики, романтичен, впечатлителен и оторван от быта, как учитель литературы, точен и эрудирован, как учитель иностранного, чувствителен и задумчив, как учитель биологии... А учитель начальных классов становился прежде всего учителем жизни, воспитателем, почти много-многодетной мамой. Ну, а директор был подлинным «папой» (пусть и женщиной!), хозяином и непререкаемым авторитетом в школе, узнаваемым буквально во всем: от величавой походки до громового голоса.

Думается что только настоящая одержимость, откровенность и искренность делали наших учителей такими, какими мы их запомнили.  Вот такие воспоминания рождает юбилей нашей родной школы.

Ирина ЛАПИДУС
Евгения ЛОБКО (Быстрова)
Татьяна Владимирова (Волчкова)
Светлана ЕРШОВА (Акатова)
Лев ВЛАДИМИРОВ
Олег ОРЕЛОВИЧ
Евгений ПАСЮК
(Выпуск 1971 года)

Совет отряда 1965 г.

Молдавия. В трудовом лагере

Женя Быстрова

Лобко (Быстрова) Евгения

Гена Дмитриенко и Саша Букин (будущий контр-адмирал)

Вечер встречи 1996 г.

10-А 1971 г.

Авторы статьи

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

График работы библиотеки в праздничные дни

6 мая Час истории "Возьми себе в пример героя"

7 мая Арт-кружок "Живые истории"

7 мая Литературный час "Эхо Победы в наших сердцах"

7 мая Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

8 мая Уроки рисования для взрослых "Мастера времени"

8 мая Викторина "Что мы знаем о Великой Отечественной?"

8 мая Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

8 мая Читай-полянка "Мой добрый папа"

8 мая Курсы "Бисерная шкатулка"

8 мая Благотворительный концерт "Майский вальс"

11 мая Мастер-класс по оригами. Группа "Умейка"

11 мая Мастер-класс по бисероплетению. Группа "Бусинка за бусинкой"

12 мая Семейный досуговый клуб "Любознайки"

12 мая Детский клуб настольных игр "Игрология"

12 мая Киноклуб "В кадре и за кадром"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика