Cтарейшей школе в институтской части города - школе №4, исполнилось бы в 2020 году 65 лет со дня открытия. Не смотря на то, что её уже нет, стоит обратиться к истории этого, некогда яркого и самобытного учебного учреждения, вписавшего в летопись городского образования много интересных страниц. И сделают это выпускники школы.

Школа №4 – начало и годы 60е

1 сентября 2020 года исполнилось 65 лет со дня открытия школы №4. Увы, юбилея не было. Не прозвучали радостные голоса ребятишек, поздравления с солидной годовщиной и Днем знаний, и не было того особого праздничного состояния души у учителей и детей, которое рождается при начале очередного таинства познания нового и необычайного. Школа умерла, как умерли за последние десятилетия предприятия, больницы, научные учреждения, Дома культуры, деревни и села, и даже города. Причин этого печального события довольно много. Их я не намерен анализировать, но отмечу только одну. Сложившемуся за последние 30 лет современному обществу, видящему в образование лишь сухие образовательные услуги, образование как целостное явление, обеспечивающее формирование личности человека не стало нужным. Оно при современной миссии оказывается экономически не выгодным. Поэтому с бухгалтерской точки зрения и закрываются школы, и не только в Дубне, невзирая на то, что каждая из них явление уникальное. В нем за многие десятилетия, и даже больше, концентрируются судьбы сотен и тысяч людей, которые, собственно, и стали ими, благодаря кропотливому каждодневному совместному труду учителей и учеников.

Именно это и остается в памяти и душах её выпускников. Так и вписывает школа свое место в историю и будет жить в ней пока её воспитанники ещё существуют. Пройдут годы, но то, что она вложила в них, продолжает отражаться в их мировосприятии, действиях, поступках, убеждениях.

***

К тому моменту, когда школа №4 (а тогда в 1955 г. №3), открылась у неё уже была своя небольшая история, и связана она была с начавшимися у д. Ново-Иваньково масштабными научно-техническими преобразованиями. Строился синхроциклотрон, вырастал научный поселок, прибывали все новые и новые специалисты, а с ними и детишки, которых надо было учить. Школа появилась уже осенью 1948 г. на нынешней ул. Флерова, и её здание было составной частью проекта создания объекта «М» - синхроциклотрона. Однако уже через пару лет, возникла потребность в новой школе. В первой уже было тесно и условия не позволяли в полной мере осуществлять учебно-воспитательный процесс. В декабре 1952 г. сдается в эксплуатацию новое здание школы – на нынешней ул. Мира,1.

 

Школа на ул. Мира д.1 (ныне Дом учителя)

Поселок ещё не имел административного статуса, поэтому эта школа носила московский номер. Не успели в ней обжиться, как вновь стало тесновато. Ребятишки все прибывали и прибывали. Да и надо было учить и работающих взрослых. Фактически школа работала в трехсменном режиме. Хороших результатов в обучении и воспитании достичь было сложно. И перспектива была не лучшей. Уже ясно было, что вскоре начнется строительство еще одного мощного ускорителя – синхрофазотрона, а следовательно число детского населения в безымянном поселении пополнится. Поэтому преобразованный из Гидротехнической лаборатории Институт ядерных проблем АН СССР выступил заказчиком строительства новой школы. Строительство её шло очень сложно. Проект школы появился в марте 1954 г., да еще и с серьезными недоработками. Сдать её в эксплуатацию хотели к 1 октября 1954 г. Уже сразу было очевидно, что в эти сроки уложиться будет трудно. Строители выкопали котлован и обремененные первостепенными работами, связанными с синхрофазотроном и возведением жилых домов для персонала новой лаборатории АН СССР, до ноября месяца к возведению здания школы не приступали. К этому времени научный поселок получил название и были образован орган местного управления - дубненский поселковый Совет депутатов трудящихся. Состояние строительства школы вызывало у депутатов беспокойство. 25 ноября 1954 г. 3 сессия первого созыва поселка Дубно, рассматривая отчет начальника строительства 620 (п/я 1 «а») В.И.Анискова о ходе строительства вводных социальных объектов, отмечала, что выполнение плана по строительству школы составило лишь 11%. Сессия констатировала и низкое качество выполненных работ (от куда ему быть, если строили малоквалифицированные заключенные). В выступлении директора школы №3, депутата А.Г.Амосова содержалась и критика в адрес самого руководителя строительной организации, который, как считал депутат «слишком спокойно относится к строительству школы». На сессии высказывались серьезные опасения, что школу удастся сдать и к новому учебному году, так как существенной проблемой была и нехватка нужных строительных материалов. Сессия обязала В.И.Анискова завершить строительство к 1 августа 1955 г. А директор ИЯП АН СССР М.Г.Мещеряков обязан был до 15 августа оборудовать и полностью подготовить новую школу к занятиям.

Исполком поселкового Совета, комиссия по образованию, установили постоянный контроль за ходом производимых работ. 12 января 1955 г. 5 сессия вновь возвратилась к ходу строительства при обсуждении отчета директора школы №3 Амосова А.Г. Отмечалось, что ввод школы в эксплуатацию в срок крайне важен, так как продолжать нормальное обучение в третьей школе из за перегруженности уже было не возможно. Констатировалось, что при развернутых к тому времени ударных темпах строительства, существенным препятствием становилось отсутствие строительных материалов, и прежде всего балочных перекрытий. Препятствием для своевременного ввода было отсутствие проектной документации на строительство мастерских и помещений для кружковой работы, и на благоустройство территории, которая к тому же была ещё занята лагерными объектами. Остро ставился вопрос и об обеспечении благоустроенным жильем вновь прибывающих учителей. С балками тут же на сессии был найден выход из положения – предложено спилить для них 100 деревьев в ближайшем к поселку сосновом лесу.

25 апреля этого же года ход строительства школы вновь был затронут на 2 сессии второго созыва поселкового Совета депутатов, где В.И.Анисков заверил присутствующих в соблюдении с их стороны сроков сдачи. 1 сентября в поселке Дубно был большой праздник. Новая школа раскрыла свои двери для 960 учащихся.

 

Школа №3 (с 1961 г. №4) 1957 г.

Правда без мастерских, столовой и физкультурного зала. Уроки труда в первый год проводили в приспособленных под классы подвальных помещениях. Не хватало оборудования для них, поэтому пришлось обращаться к предприятиям за помощью в их оснащении. Физкультура проводилась на улице и коридорах. Под столовую переоборудовали один из классов.

Уже позднее, в 1957 г. появился и физкультурный зал, а в 1958 г. вступили в строй и мастерские. Школа начала полноценную работу и стала настоящим центром полити-воспитательной и культурной жизни молодого города. Здесь сформировалась хорошая библиотека, куда могли обращаться все живущие в городе. В актовом зале, помимо школьных мероприятий, стали проводиться и отдельные городские мероприятия – концерты, вечера, встречи с трудящимися, выборные компании. Спортзал стал притягательным местом для спортсменов ОИЯИ и других организаций. В короткое время, благодаря усилиям учителя биологии Л.С.Трехалиной и школьников, буквально расцвел пришкольный участок. В школе сложился работоспособный творческий педагогический коллектив, который успешно справлялся со своими задачами.

Большой вклад в его формирование внес её директор - Афанасий Григорьевич Амосов, ставший подлинным первопроходцем школьного образования в институтской части города, кому обязаны своим образованием и становлением и школа №4, а потом и школа №8. Он родился 10 мая 1908 г. в городе Благовещенске. Трудовую деятельность начал в 1922 г. батраком. Окончил в 1930 г. Иркутский педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы, а потом до 1933 г. обучался в Государственной академии искусствознания. С 1933 по 1939 гг. работал в органах народного образования Пскова и Ленинградской области: преподаватель педагогического техникума, инспектор РОНО, директор средней школы. С августа 1939 г. по август 1946 г. служил политработником в Красной армии - комиссар, зам командира по полит части дивизиона, полков, начальник политотдела дивизии. Участник войны с Финляндией и Великой Отечественной войны. После демобилизации до августа 1947 г. был начальником политотдела обувной фабрики в г. Москве. С 1947 по 1953 гг. – завуч школы, директор школы в Москве. С июня 1953 по август 1956 г. возглавлял шк. №3 г. Дубны. На первой городской партийной конференции избран секретарем ГК КПСС, которому приходилось заниматься помимо идеологических вопросов и социальными – образование, здравоохранение, культура. В 1960 г. ГК КПСС направил его на работу директором строящейся школы №8. В 1963 г. перешел на работу в исполком городского совета начальником отдела культуры. Умер рано - в 1966 г. Был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

 

А.Г. Амосов. 1960 г.

Уходя на партийную работу, Афанасий Григорьевич передал бразды управления школой яркому педагогу Бакшеевой Розе Андреевне, при которой педагогические новации получили развитие, но и вновь вучебных мест стало не хватать. В бурно растущем городе число школьников стремительно увеличивалось. После объединения городов Дубны и Иваньково, школа получила №4 и стала занимать лидирующее положение в городе. 1961 г. стал для коллектива поворотным моментом. В связи с образованием школы №8 половина классов и педагогов ушла туда, создав костяк нового образовательного учреждения, который очень быстро наберет силу и станет подлинной инновационной площадкой в дубненском образовании. Именно в четвертой начинали работать Н.В.Неганова, Д.А.Глазова, К.Ф Смирнова, Н.Я.Ростункова, Т.Я.Приходько, Г.В.Морозова, В.С.Ревицкая, О.Н. Ионова и другие яркие и не ординарные учителя новой 8 школы.

 

Учителя школы №4 Н.В. Неганова и Н.П. Майкова (в центре) со своими воспитанниками

И такое с четвертой школой будет происходить и позднее. В 1963 году при образовании школы №9. В 1967 г. при создании школы №6. В этом отношении её вполне можно называть прародительницей всех общеобразовательных учреждений в институтской части Дубны. И каждый раз шедро делясь педагогами, она сумеет сохранять достигнутые позиции в обучении и воспитании детей. Не только сохранять, но и наращивать, что свидетельствовало о мощном педагогическом потенциале коллектива, жизненности сложившихся годами традиций. Учили здесь в 60е годы основательно и по-доброму, что называется от души и сердца. Именно этим и запомнилась она сотням выпускников, кто её заканчивал в тот период. В числе их посчастливилось быть и мне.

У меня было два «хождения» в школу №4. Первое в 1957 г., когда я туда пошел в 1 класс и проучился здесь до 1961 г., пока нас не перевели в восьмую школу. Первой учительницей была Зоя Николаевна Голова, которая научила нас читать и писать, привила нам навыки трудного дела, называемое учебой. Запомнились увлекательные уроки чтения. Особенно нравилось, когда нам читала сама учительница. Читала эмоционально, с выражением, чем еще больше втягивала в повествование и заставляла сопереживать героям. А еще в 4 классе были мои любимые уроки истории. Учебник я, как только мы его получили летом, прочел ни один раз от корки до корки, но это ни сколько не снижало интереса к тому, что нам рассказывала на уроках Зоя Николаевна. Позднее, в 9-10 классе она станет моим учителем литературы. А еще начальная школа запомнилась приемом в пионеры и увлекательными уроками О.Н. Лебедевой (потом Ионовой). Да той самой, благодаря которой город Дубна в 70х стал городом поющих детей.

Второй же приход был уже в 1965 г. После восьмого класса, я как то со своими скромными оценками особо не вписывался в создававшуюся в школе №8 среду профильных математических и английских классов, и пошел учиться «на радиомонтажника» в четвертую. Радиомонтажник из меня не получился, а вот Человека из меня школа сделала. И я ей в этом благодарен.

У каждого из нас из школьной жизни откладывается в памяти многое. Тут и уроки любимых учителей, и товарищеские отношения с одноклассниками, может какие-то памятные досуговые мероприятия. У меня же отложилась атмосфера активной школьной общественной жизни, за которой чувствовался интерес всего педагогического коллектива к формированию разносторонней общественно-активной личности учащихся. Может от того, что в 9 классе меня избрали комсоргом класса, а в 10 я стал членом комитета комсомола, ответственным за военно-патриотическую работу. Но, не только. Я сейчас с грустью наблюдаю за современными школьниками (как ни как, а выросло трое внуков), которые в большинстве своем в основном заняты учебой и только учебой. Школу закончат, а кроме уроков и учебы у репетиторов ни чего и не запомнится. А у нас, в 4 школе, школьная жизнь буквально бурлила. В то время, а особенно в 1961-1965 гг. она была одной из лучших школ и в городе, и в Московской области по организации пионерской и комсомольской работы, что создавало особую атмосферу активности и подвижничества, пронизывающую большинство классов. Застрельщиками здесь были З.Б.Кузнецова и З.Я.Кузихина.

Смотры, конкурсы, фестивали, сборы и собрания, устные журналы проводились постоянно и были интересными и запоминающимися для нас. В школе №4 рождались новые формы работы, которые потом получали свое развитие и в других образовательных учреждениях. Вспоминаются заседания клубов «Прометей», интернациональной дружбы. А еще были интересные поэтические вечера, вечера отдыха, Огоньки, КВНы, осенние и весенние баллы, турслеты и др. Спортивная жизнь не утихала и каждодневно бурлила различными соревнованиями. А летом походы, в которые ходили почти все классы под руководством классных руководителей или заядлых комсомольцев-туристов из шефствующей над школой ЛЯП ОИЯИ.

И это все, пожалуй больше наполняло школьную жизнь, чем уроки. Да они были, и в большинстве своем интересные и увлекательные, но они заполняли лишь первую половину школьной жизни, тогда как увлекательной была её вторая часть. Домой, помнится, прибегал пообедать, быстро сделать уроки, что бы вновь пойти в школу, благо она была через дорогу. А там помимо комсомольских дел еще были спортсоревнования, фотографирование школьных мероприятий и печатание фотографий в фотолаборатории, дела в радиоузле, где так же «командовали» ребята из нашего класса. В общем, жизнь проходила бурно и насыщенно, поэтому два года учебы вмиг пролетели, оставив и хорошую память о наших учителях, которые вложили в нас многое. Это мудрый и рассудительный С.И.Горбаткин, наш классный, усердно пытавшийся вложить в наши не мотивированные головы знания английского языка, чему мы по своей юношеской глупости сопротивлялись. Математике нас настойчиво и доходчиво учила А.И.Кузнецова, что было ей весьма трудно, так как в классе знатоков математики было два с половиной человека. Но научила, так как экзамены мы сдали успешно. Запомнились и наши «химички» - Л.С.Иванова, у которой на уроках сложно было «забаловать», а потом, в 10 кл., и Н.А.Сабанина, стремившаяся нас на уроках химии и биологии увлечь формулами ДНК, и делавшая послабления душевными разговорами. Сейчас вспоминаешь с самыми добрыми чувствами физика С.Н.Фролова, офицера-фронтовика, с которым мы однажды отправились на электричке в поход по местам боевой славы Подмосковья. И поход остался в памяти не только от того, что мы увидели и услышали в музеях, а откровенными его повествованиями о войне и мудрыми рассуждениями о жизни. Не всегда такое удается услышать. Ярко и увлеченно учили нас и З.Г.Козлова (история), и К.Ф.Старостенкова (география), и Ю.И.Сосин (черчение), В.А.Константинова (физика), З.Н.Голова (литература). По-доброму вспоминается и наш физкультурник, А.А.Константинов. Не многословный, но страстно влюбленный в спорт и в свой предмет, он буквально не «вылезал» из спортзала, где его всегда окружала ватага ребят. Спортзал ранним утром открывался, а огни в нем гасли аж после 23 часов. Только потом, став сам педагогом, я в полной мере понял как же им с нами было трудно. Однако они сумели свою миссию выполнить. Дали нам знания, научили нас жизни. И вечная им благодарность за это, и тем кто жив, и тем кого уже с нами нет.

 

Н. Прислонов, учащийся 10 класса. 1967 г.

Дух подвижничества, присущий в ту пору школе №4, конечно не мог получать развитие без умных и толковых руководителей. А тогда ею руководили интересные педагоги и хорошие администраторы - Лидия Сергеевна Иванова (1961-1965 гг.) и Мария Ивановна Чуркина (1965-1970 гг.), и работавшая с 1960 г., целых двадцать лет, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Таисия Васильевна Иванова. Их в школе побаивались, но и относились и дети, и педагоги с уважением, порожденным ни столько должностью, сколько их прекрасными личностными качествами – доброжелательностью, ответственностью за дело, принципиальностью, требовательностью, справедливостью, умением поддерживать все новое и передовое, уважением к личности человека. Взрослого или совсем юного.

С окончанием школы №4 моя связь с ней не прервалась. Она продолжилась в годы работы в ГК ВЛКСМ, когда приходилось приходить сюда на комсомольские собрания и по другим делам. Реже бывал позднее, уже в период работы в ГК КПСС. Прошли годы. Были другие времена, но здесь все так же царила атмосфера энергичной и насыщенной школьной жизни, которая активно поддерживалась и направлялась мудрым педагогическим коллективом школы. Казалось бы это и будет всегда, но оказывается образование не вечный двигатель. В него надо и вкладывать деньги, и привносить и внедрять новые прогрессивные идеи, искать и закреплять свежие мыслящие кадры педагогов. Если ни чего этого нет, то оно начинает давать сбои и чахнуть. Так, наверное произошло и с самой старой школой в институтской части города. Кто виновен? Не нам судить. История сама определит и найдет достойное место ей, и в полной мере оценит все сделанное фактически за 70 лет.
Сейчас же школа 4 продолжает жить в сердцах её выпускников, в наших делах и наших удачах. Спасибо тебе школа.

А приходящему ей на смену новому учебному заведению, которое сейчас создают, хочется пожелать быстрого становления и ярких успехов в воспитании детей.

Н.Н.Прислонов, выпускник школы №4 1967 г., историк-краевед

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

График работы библиотеки в праздничные дни

6 мая Час истории "Возьми себе в пример героя"

7 мая Арт-кружок "Живые истории"

7 мая Литературный час "Эхо Победы в наших сердцах"

7 мая Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

8 мая Уроки рисования для взрослых "Мастера времени"

8 мая Викторина "Что мы знаем о Великой Отечественной?"

8 мая Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

8 мая Читай-полянка "Мой добрый папа"

8 мая Курсы "Бисерная шкатулка"

8 мая Благотворительный концерт "Майский вальс"

11 мая Мастер-класс по оригами. Группа "Умейка"

11 мая Мастер-класс по бисероплетению. Группа "Бусинка за бусинкой"

12 мая Семейный досуговый клуб "Любознайки"

12 мая Детский клуб настольных игр "Игрология"

12 мая Киноклуб "В кадре и за кадром"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика