Из цикла "Воспоминания о школьной жизни"

Вспоминаются детские игры тех наших незапамятных времён, они тоже попадают как раз на шестидесятые, семидесятые годы. Незабываемые казаки-разбойники! Кто из детей в них в ту пору не играл? Не знаю, насколько правильно мы в них играли, но выглядело это так: когда во двор набегало много ребятни, мы разбивались на две команды. Одна запутывала следы, вторая их распутывала и находила убежавших. В эту игру вовлекались все, но, как правило, команды всегда разбивались на мальчишеские и девчачьи. Кстати, так было даже интереснее играть. Преобладало самолюбие полов, всегда хотелось утереть нос противнику другого пола. Убегающая от погони команда наносила мелом стрелки. Их оставляли на асфальте, потому, что на песке они почти сразу становились невидимыми. Если дорога была вымощена камнями, мы подключали фантазию, и сооружали приметные опознавательные знаки. Иногда это были стрелки, сделанные из веток или каких-нибудь палок и дощечек. Этот материал был всегда под рукой, выкладывались стрелки и из камней, указатели маршрута убегающей группы во время игры делались обязательно. Мелом служили обычные кусочки битого кирпича или другого светлого мягкого камня. Этого добра было полно, проблем с подручным материалом мы никогда не испытывали. Кусок так называемого мела мог найти любой за две минуты, стоило только оглянуться. А дальше первая команда убегала и пыталась запутать следы, рисуя стрелки вкруговую, а вторая команда минут через десять бросалась на поиски и настойчиво шла по следу. Так мы носились по городу, где в ту пору был проложен асфальт, слишком далеко убегать не приходилось, на дальних улицах асфальта не было, и найти убежавших было более чем затруднительно, значит, и носиться впустую становилось неинтересно. Но часа два, три мы бегали и ловко прятались, или азартно искали. Потом намотавшись, умиротворённые, уставшие собирались во дворе и либо вместе шумно радовались, либо не менее шумно предъявляли друг другу претензии по - поводу якобы нечестной игры. Обычно таких претензий была уйма и обе команды громко спорили, доказывая свою правоту, а недовольные всякими мелочами находились всегда. То убегающая команда слишком неясно рисовала стрелки, и поэтому её трудно было найти, то слишком редко ставила эти опознавательные знаки, умело запутывая следы. Всегда находилась куча претензий к той и другой стороне. Я помню, что между нами всегда была договорённость: на всех поворотах хорошо видимые знаки ставить обязательно. Ставили! А главное учились прятаться от так называемого «условного врага», учились запутывать и разгадывать следы на местности. Носились, не ведая устали, зато на это время во дворе было заметно тише. Уставшие мы плюхались на лавки и уже там вели свои вечные перепалки. Вдоволь наспорившись, разбредались кто, куда до следующей встречи. Любили мы играть и в прятки, но в основном это была игра для девчонок. Пацаны уклонялись от таких игр, хотя мы их настойчиво зазывали. Они видимо в это время играли в войнушки, но такая сторона развлечений нас - девочек вообще никак не притягивала. Разговаривать спокойно и тихо никто из нас тогда не хотел, не мог и не собирался. А на улице можно было горлопанить сколько угодно, замечаний нам не делал никто и никогда. В каждой семье росли дети, и все понимали, где же нам ещё накричаться, как не во дворе. Набегавшиеся и вдоволь наоравшиеся ближе к ночи мы разбредались по квартирам, и после ужина буквально проваливались в сон до следующего утра.

Была у девчонок и ещё одна любимая игра: скакалки. Все дворы были исчерчены квадратиками, по которым мы прыгали чуть ли не по нескольку часов кряду. У каждой из нас была своя скрылка, чаще всего она делалась из баночки из-под гуталина. Низенькие металлические баночки наполнялись песком, и плотно закупоривались, чтобы при пинании песок не высыпался наружу. Скрылки эти мы берегли, потому что привыкали каждая к своей, они были разные по размеру, а стало быть и по весу. И надо было пинать эту баночку с квадрата на квадрат с определённой силой и обязательно на них попадать, иначе ты выбываешь из игры, стоишь и ждёшь, пока напрыгается другая участница игры. Так что проигрывать никому не хотелось, всем хотелось прыгать и прыгать по нарисованным квадратам. Вот такими развлечениями и заполнялись наши дни, когда мы не носились по городу, по нашей в ту пору небольшой и тихой Дубне.

А ещё мы делали в песке тайники. Для этого выкапывалась неглубокая ямка, в неё укладывался яркий фантик или цветок, а сверху эта так называемая икебана прикрывалась стёклышком, коих тоже вокруг было предостаточно. Всё это слегка присыпалось песком, и потом быстро находилось, мы по несколько раз в день откапывали свои тайники и любовались картинками. Кстати, смотрелись они действительно красиво. Их иногда делали и мальчишки, но чаще они подглядывали за нами и потом рушили наши тайники. Порой они поступали ещё хлеще: вытаскивали наши «красоты» и закладывали туда какие-нибудь пакости, укрывали их стеклом и с нетерпением ждали, когда мы ни о чём таком не ведая бежали открывать свои тайнички, а там… А они - шалопаи выглядывали из-за сараев и громко ржали над нами, застывшими от удивления и брезгливости. Мы от возмущения и обиды гонялись за обидчиками, и даже пускались в драку, но это случалось редко. Обычно они отделывались только громкими криками в их сторону, типа «дураки несчастные!» Позлившись на них денёк, другой мы снова мирились. Иногда они сами, не выдержав наших обид в виде молчаливых бойкотов, шли на мировую, поэтому пакостили редко. Просто высматривали места, где мы делали свои тайники, разрывали их, разглядывали и снова засыпали. Но разрывали частенько… Любопытство брало верх! Вообще, насколько я помню, мальчишки с нами редко ссорились. Мы жили мирно, дружно, держались кучкой. Даже потом, разъехавшись по разным адресам, при встречах всегда тепло беседовали и вспоминали наши игры, вечные споры, даже слёзные ссоры и те вспоминали без каких-то обид. Совместно прожитое детство накладывает свой нестираемый отпечаток и, как показывает жизнь, на долгие годы. Порой с родными людьми не встречаешься с таким теплом и радостью, как с теми пацанами и девчонками, с которыми росли и взрослели в одном дворе.

Любовь Майорова

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

График работы библиотеки в праздничные дни

6 мая Час истории "Возьми себе в пример героя"

7 мая Арт-кружок "Живые истории"

7 мая Литературный час "Эхо Победы в наших сердцах"

7 мая Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

8 мая Уроки рисования для взрослых "Мастера времени"

8 мая Викторина "Что мы знаем о Великой Отечественной?"

8 мая Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

8 мая Читай-полянка "Мой добрый папа"

8 мая Курсы "Бисерная шкатулка"

8 мая Благотворительный концерт "Майский вальс"

11 мая Мастер-класс по оригами. Группа "Умейка"

11 мая Мастер-класс по бисероплетению. Группа "Бусинка за бусинкой"

12 мая Семейный досуговый клуб "Любознайки"

12 мая Детский клуб настольных игр "Игрология"

12 мая Киноклуб "В кадре и за кадром"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика