Заседание краеведческого клуба «Дубненский летописец», посвященное 55-летию образования ОАО ФГУП «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка». Сентябрь 2006 г.

 

Прислонов Николай Николаевич – историк-краевед

Уважаемые участники нашего клуба! В числе значимых событий юбилейного для г. Дубны года является и 55-летие со дня создания МКБ «Радуга». Этот коллектив по праву можно считать прославленным. Ведь здесь многие годы создается уникальная техника, сделавшая наш город известным в мире.

Мы гордимся свершениями ученых физиков, но и мы должны гордиться и тем, что создавалось в МКБ. Уже 50 лет ракетная техника этого КБ находится на вооружении и надежно обеспечивает защиту наших национальных интересов. Здесь, в этом зале собрались те, кто трудился, создавая ракеты. Предоставляю слово им.

 

Ларионов Виталий Александрович - зам. Генерального директора ОАО ГУП «ГосМКБ «Радуга» им А.Я. Березняка»

12 октября исполняется 55 лет нашему предприятию, этот день, когда был выпущен приказ о его создании для доводки и сопровождении серийного производства уникальной в то время крылатой ракеты для вооружения авиации Советского Союза. Так примерно звучал этот приказ. Предприятие было организовано как филиал фирмы А.И. Микояна, поэтому ему было передано сюда для доводки до серийного производства и сопровождения самолеты-снаряды. Это была новая высокоинтеллектуальная техника, подобной которой не было в СССР. Очень засекреченная, что и наложило отпечаток на специфику коллектива.

Я приехал сюда в октябре 1958г. на преддипломную практику. Мне здесь очень понравилось. Я познакомился с коллективом. До этого проходил практику в коллективе ОКБ Микояна. По приезду сюда, я очень многим был удивлен, особенно атмосферой, которая была в городе, и на предприятии.

В КБ работало порядка 300-350 человек. Ситуация менялась. Задача, которая была поставлена в это время перед КБ, захватила практически всех: и дипломников в том числе, т.к. через полгода все мы стали молодыми специалистами. Нам было все очень интересно: процесс проектирования, процесс жизни в коллективе. Все мы были убежденные комсомольцы, коммунисты, четко представляли, что это необходимо Родине и очень ответственно, увлеченно выполняли эту работу. В 1958-59гг. влилось в коллектив около 300 человек молодых специалистов, и как показала жизнь, большинство людей осталось работать, и работали до пенсионного возраста. Многие работают еще и сейчас.

Кроме работы, которая всех увлекала, а все мы были выпускниками, кто Казанского авиационного института (КАИ), кто Харьковского авиационного института (ХАИ), были специалисты из Куйбышева, из Днепропетровска. Были люди разные, и это тоже было очень интересно. Прежде всего от общения друг с другом. Там, где сейчас стадион и спортзал, в то время находилась волейбольная площадка, и, выходя летом после работы, весь коллектив мимо нее просто так не проходил. Устраивались различные соревнования, это сплачивало коллектив.

За 55 лет на предприятии разработано около 50 тем, при том в то время каждый год КБ выпускало рабочую документацию и передавало на машзавод. Это была огромная работа, коллектив рос достаточно быстро, работал в то время с одним выходным, суббота была рабочая.

Особо я хотел бы немного рассказать о нашем организаторе и лидере – Александре Яковлевиче Березняке. Он был исключительно интеллигентный, умный человек, хорошо знающий свое дело, что очень сильно влияло на дух творчества, взаимопонимание, дух уважительного отношения друг к другу, который царил на предприятии. Он строил работу так, что требовательность была достаточно высокой, но и не было каких-либо больших ссор, дрязг.

Глядя на те времена с высоты сегодняшнего дня, я сказал бы, что это очень принципиально для организации новых коллективов. Его соратник и друг, с которым они сделали первый в Советском Союзе истребитель Би-1 с жидкостным ракетным двигателем, Алексей Михайлович Исаев был очень в этом плане похож на Березняка. Коллективу по двигательным установкам, созданным Исаевым в городе Королеве, свойственен такой же дух в коллективе, как и у Березняка. Он сохранился там до сих пор, хотя прошло очень много лет после смерти Исаева. Мы общаемся коллективами, они приезжают к нам на юбилеи, и мы приезжаем к ним и хочу вам сказать, что за 45 лет моей работы на предприятии, не было случая, чтобы мы не решили вопросы, которые стоят перед нашими коллективами. Это исключительно редкий случай: сегодня ругаются, пишут кляузы друг на друга, жалуются. И это даже стало нормой на многих предприятиях. За все это время не было ни одного случая, потому что мы с спокойно, без проблем совместно решаем возникающие проблемы и вопросы. Это одна из ярких черт, которая была присуща и Березняку, и Исаеву.

В Советское время структура развития поселков зависело от уровня интеллекта, который был в этом поселке. Все наши жилые дома, ДК «Октябрь» было создано благодаря тому, что здесь работало КБ. Завод тоже имел значение, потому что без завода - КБ, структура не очень дееспособная. Тем не менее мысль, которая двигала всем этим процессом, рождалась в КБ. Все постановления, которые выпускались (более 50 тем), они «отоваривались» решением различных социальных вопросов, что находило конкретное воплощение в постановлениях ЦК КПСС и Совмина. Все, что было выстроено на левом берегу, было выстроено под ту тематику, которую делало КБ и завод.

В то время были запрещены всякие самостийные стройки. Тем не менее, ДК «Октябрь», как сегодня его называют в прессе – самый большой в Московской области, строился, потому что те задачи, которые стояли пред коллективом, позволяли это сделать. До этого был клуб «Дружба». Там были и вечера, и танцы, и больше ничего в городе не было. Заслуга появления ДК «Октябрь», целых микрорайонов в левобережье – плодотворная работа КБ и завода. Если бы плохо они работали, наверно, не было бы ничего построено. Была тематика, она выполнялась предприятием, что существенным образом влияло на социальное развитие нашего города.

В отличии от сегодняшнего дня в советские времена традиционно был очень развит отдых на Московском море. Можно было спокойно взять лодку-ялик, а их было достаточно на причале, покататься с друзьями. Среди молодежи был развит туризм, путешествия, что укрепляло коллектив и создало возможность для его сплочения и развития. Коллектив КБ вырос до 1500 человек и сегодня, не смотря на трудные времена, которые были в 90-е гг., выполняет все задачи. Коллектив выстоял, сейчас у нас нормальная работа, нормальная зарплата, нормальная перспектива, я думаю, что коллектив еще долго будет жить. За последние 3 года мы приняли около 150 молодых специалистов. Некоторые из них мигрировали, но основной костяк остается – это наша надежда. Коллектив на сегодняшний день работоспособен, у нас есть работа, есть задания.

Мы создали музей под открытым небом, это макеты чудо-техники – 18 ракет. Вся наша жизнь прошла в этом коллективе, здесь много присутствует людей, которые работали в нем с момента своего пребывания в Дубне. Я думаю, что прожил наш коллектив эти 55 лет не зря. Он выполнил и еще выполнит многие задачи.

 

 

Симансков Иван Николаевич - бывший начальник комплексного отдела МКБ «Радуга», Лауреат государственной премии СССР, Почетный авиастроитель Российской Федерации

В 1952 году группа молодых специалистов в количестве 15-16 человек приехала сюда по предложению ДМЗ (почтовый ящик №1), чтобы начать работу над новой тематикой, которую тогда ему поручили . С первого дня (мы не знали, что есть КБ-1), начали работать над этой тематикой. В свое время, когда учились в институте, я имел представление о МИГ-15, потому что на курсовом проекте делал закрылки, но когда пришел в 9 цех то начал готовить МИГ-15 уже в другой функциональной зависимости, т.е. как ракету.

Меня это удивило. Работали очень настойчиво. Были времена, когда работали над первыми ракетами, не выходя с завода по несколько суток. Многие наши сотрудники активно включились и в работу, и в общественную, и в спортивную жизнь. Я тоже не был в стороне. Начал организовывать секции, тем самым помогать активизировать спорт на ДМЗ. Когда мы первый раз приехали в Калинин и выступили на соревнованиях, то заняли 2-е место. Это было примером. Калининцы нас спрашивают: «Вы откуда?», мы отвечаем: «Из Подберезья», «А что вы там делаете?». У нас один единственный выход был сказать, что гробы.

С 1952 по 1958 гг., я работал в цеху над КС, КСС, Х-20М, Х-10 и П-15. Мы молодые специалисты слабо представляли себе, что такое ракетная техника, особенно П-15. Помню, когда мы первую П-15 собрали в 4 цеху, и подняли краном, я невольно подумал: «Как же она полетит, ведь нет крыльев?». Вызываем М.Н. Гальперина. Он был тогда ведущий конструктор: «Как же, говорю, она полетит?». Он отвечает: «Я думаю, полетит». И она хорошо полетела и вошла в тот строй, для чего она предназначалась.

Интересный факт, что на дубненской площадке в то время за эти 10 лет было 3-4 предприятия. Кроме ДМЗ и КБ «Радуга», в 1955г. образовалась самолетное КБ Цыбина Павла Владимировича. Ими было создано изделие НМ-1, они проводили его испытание. Для них был создан второй корпус – 10 тыс. кв. метров (производственный корпус). Я в 1958 году переводом попал к П.В. Цыбину начальником сборочного цеха. Цыбин собирался делать самолеты, высотные разведчики, которых у нас в СССР тогда не было. Уже начали заказывать самолет в г.Улан-Удэ. К нам стали поступать отсеки, части крыльев. Однако ситуация изменилась, КБ закрыли, и Цыбин с малой группой уехал в Москву, к Королеву. Они ранее имели дело с Королевым, т.к. и мы во втором ящике делали маленькие кормушки для собачек, которых запускали в космос.

Цыбина закрыли, появляется филиал Челомея. Я тогда занимался технологией изготовления самолетов и Челомей пригласил меня заниматься наземным оборудованием. Но после политического падения Н.С. Хрущева ситуация поменялась и КБ Челомея тоже ликвидировали.

У МКБ (тогда филиал ОКБ-155) тоже было тяжелое время. Сверху вышел приказ отобрать 75 человек, а КБ только начало набирать силу. Это было трагично для коллектива, но тогда за свой коллектив взялись спасать сами сотрудники МКБ «Радуга». Они начали писать «наверх» письма, доказывать, рассказывать и доказали.

С 1961 по 1991гг., я занимался комплексом обслуживания ракет. Здесь было большое разнообразие функций. В 1973г. А.Я Березняк поручил нашему отделу сделать береговой комплекс. Для нас это была большая задача, нужна была координация действий, надо было поставить вооружение на машину, это было не просто, тем не менее, и отдел, и КБ справились с задачей, быстро создали комплекс. Чтобы подтвердить безопасность, приходилось при испытаниях использовать животных.

С 1972г. КБ стало набирать силу, но руководству Министерства хотелось объединения, потому что их не устраивали отношения, которые были с заводом. Мы хотели, чтобы КБ было во главе, а когда объединили, то производство стало во главе. Из большого хорошего КБ сделали цеховую организацию, это наложило определенный отпечаток на всех. Но 10 лет мы так прожили – в составе ДПКО «Радуга» и давали хорошие полноценные результаты, выпуская много изделий, много комплексов.

В 1982г. нас разъединили. В это время из жизни ушел А.Я. Березняк, а вместо него стал Игорь Сергеевич Селезнев. Работа шла бурно и активно. И вот начинаются перестроечные времена. Здесь КБ проявило колоссальный творческий прорыв. Каждый конструктор, каждое подразделение пыталось создать какие-то товары для народного хозяйства. Начались конверсионные программы: занимались и сельским хозяйством, и медициной, и антеннами, и текстильной промышленностью. Мы занимались и подвижными комплексами. Хорошая была идея создать томограф, подвижный томограф, мы пытались создать подвижный диагностический комплекс. Занимался у нас этим делом Рудольф Александрович Ярцев. Занимались дозаторами, была создана установка для дегазации топлива, а мы ее использовали для молочных продуктов.

Порыв был колоссальным. И здесь КБ было, на мой взгляд, на высоте. Наш человеческий вклад состоит в том, что мы нормально трудились на своих рабочих местах, создавали заделы, в соответствии с этим нам выделяли деньги, на эти деньги развивался и потенциал предприятия, развивался город, его инфраструктура. Начиная с 1966г. МКБ было на иждивении у ДМЗ с точки зрения финансов. Финансирование шло на дома, жилье, больницы, спорт через ДМЗ. А как получили самостоятельность, начали строить дома, общежития, другие социальные учреждения.

Марфушкин Петр Павлович - бывший начальник отделения МКБ «Радуга»

Я ступил на эту землю по направлению после окончания Днепропетровского университета 18 августа 1954г. Мы бывшие студенты ехали сюда, и очень тяжело. Доехали до Дмитрова, а от Дмитрова добирались на такси, на «Победе». Когда с плотины начали спускаться, открылась такая панорама: большой пустырь и 1 квартал из двухэтажных домов по ул. Ленина. И вдруг перед глазами корпус завода. Тогда был только один корпус. Мы шоферу задаем вопрос: «Что за завод это?». Он говорит: «Тридцатка». А у нас-то в направлениях другой номер. Мы спрашиваем: «Есть ли тут еще какие-нибудь заводы?», он говорит: «Есть и подземные, всякие». Приехали, остановились там, где сейчас «Площадь космонавтов». Кругом песок, остановка и одноэтажный магазинчик и больше ничего.

У нас был телефон отдела кадров. Зашли в магазин, спрашиваем: «У вас телефон есть?». Отвечают: «Есть», спрашиваем: «Можно позвонить?», «Пожалуйста». Заказываем номер отдела кадров, говорим, что мы, молодые специалисты, приехали сюда по направлению, как вас найти. Мухина (тогда инспектор отдела кадров) отвечает: «Я вам не скажу». Мы спрашиваем: «Как нам быть?». Она говорит: «Позвоните Рассыпнинскому (тогда он отставной генерал был зам. по режиму)». Мы обратились к нему. А он спрашивает: «Где вас найти, где вы находитесь?». Мы объяснили, что стоим на пустыре, на остановке автобуса. Он нам говорит: «Идите строго на завод». Идем, на встречу идут люди, спрашиваем у них: «Где отдел кадров?». А они глухонемые. Оказывается их, 75 человек, сюда накануне прислали. Думаем, им здесь даже языки отрывают.

Нашли отдел кадров. Тогда зам. по кадрам был Фатьянов. Заходим к нему, сидит нормальный человек, но я обратил внимание, что на метр из под стола выглядывают его ноги, сапоги огромного размера. Он был величиной с Петра I, за 2 метра. Первый вопрос, который он нам задал: «Вы в море купались?» Отвечаем: «Нет». Тогда говорит: «Искупайтесь в море и ко мне приходите». Мы пошли, окунулись, приходим. Говорит: «Теперь можете уезжать отсюда», «Как так?», говорит: «Вы с университетским образованием, а мне нужны мастера». Мы говорим, пишите, что мы вам не нужны. Он отвечает: «Писать я ничего не буду». А мы говорим: «Никуда не поедем». Тогда он позвонил А.Я. Березняку. А.Я. говорит: «Давайте их немедленно сюда». И нас без пропусков провели к нему.

Когда мы пришли, познакомились с Александром Яковлевичем, то он сказал, что берем вас обязательно в конструкторские подразделения. Принял нас очень радушно. Сразу нам дали по комнате, долго это не задерживалось, ведь только что был сдан дом по ул. Октябрьской д.21, где раньше было почтовое отделение Дубны-4. Через некоторое время, когда оформили пропуска, приступили к работе. На второй день, 19 августа пошел я посмотреть природу, пошел по дамбе, чуть не до Залесья. Первых жителей Дубны, которых я узнал, это Кошелев Евгений, Грибов Генрих, который потом у меня в отделе работал и присутствующая здесь Хитровская Женя.

В левобережье тогда был очень развит спорт. Ходили заниматься волейболом, футболом, бегом. На стадион приходил Белиловский, директор завода, часто сидел на трибуне и болел. Он этому направлению уделял много внимания. Березняк, как и все сотрудники, участвовал в строительстве стадиона, носил носилки. Он был душа-человек во всех компаниях. Когда я прибыл, в КБ работало чуть больше 70 человек, это был третий год существования КБ. Всегда, где бы мы не собирались, всегда приглашался весь коллектив, даже копировщицы.

Я начал работать в бригаде фюзеляжа, и сразу я почувствовал на себе большое внимание со стороны главного. Он подходил обязательно к доске, подсказывал, учил. Кроме А.Я. Березняка считаю своими учителями Лазарева А.А. и Фрумкина И.В., Мельникова О.В.

Коллектив был очень спаянный, не менялся. У нас были постоянные кадры. Почти не было смены. Поэтому была такая отдача, заинтересованность. И жили мы рядом с КБ. Если посмотреть всю нашу тематику, то у нас только одно изделие - К-14 было остановлено, и то не по нашей вине. Оно делалось под машину, которую не запустили в производство, она была спроектирована. Наверное, главный залог успеха КБ в их команде, которую смогли сформировать.

Работа была очень напряженной. Начиналась тематика КС, КС-7, КСС. КС-7 проектировалась в КБ «Микояна», а чертежи полностью мы здесь выпускали. По КСР-2, КСР-11, Х-22 также проекты делались в КБ Микояна. Но они нами переделывались, потому что те турбоактивные двигатели Березняк А.Я. менял на жидкостные. Тематика КСС (морская) была не совсем эффективная, не смогли ее установить на крейсер «Адмирал Нахимов», т.е. только как береговой комплекс использовали. И здесь А.Я. Березняк пришел к выводу, что нужно делать что-то более миниатюрное. Отсюда и возникла идея сжатия П-15. Это наш конек, можно сказать. Здесь говорили, что удачно проходили испытания. Нет, П-15 сначала пошла очень неудачно. На испытаниях падали машины, как 21-я минута полета, так и падает. Причину не могли обнаружить до тех пор, пока не соорудили пусковую установку и пустили на земле. Только благодаря тому, что моряки схватились за эту тематику и очень ей дорожили, поддерживали это, удалось сделать. Когда это устранили, испытания пошли, и машина получила Ленинскую премию.

Нужно сказать, что в нашем КБ было два критических момента, когда были приказы о его закрытии. Первый – это 1953 г., когда известный авиаконструктор А.С.Яковлев будучи зам. министра подписал приказ о том, что мелкие КБ надо ликвидировать. Тогда от А.Я. Березняка забрали людей, оставили ему 12 человек. Второй раз – это конец 1958, когда 75 человек из тех 150 (основную группу инженерского состава) хотели забрать и предать в КБ Челомея. К тому же в приказе министра Дементьева было записано остальным сотрудникам по мере освобождения переходить туда. Этот приказ не был выполнен, но и не был отменен. Восстали все мы, которых решили туда перевести. Мы подумали и решили, что здесь Александр Яковлевич ничего не сделает. Сочинили коллективное письмо на имя Н.С. Хрущева, а у Челомея работал его сын Сергей. Очень тщательно отрабатывали это письмо, решали что повезут: Э.Н. Величко, Ярцев Р.А., Юрщин П.И. сопровождал их с пистолетом. Ходили, искали куда передать секретное письмо. Юрщин рассказывал: «Там все косятся, охрана ходит рядом, смотрит. Я стою в вестибюле и жду, чем все это дело кончится, а один из охраны стал на меня пристально смотреть, косится. Я как вспомнил, что пистолет у меня в кармане, а удостоверение дома оставил, я оттуда ушел в скверик. А он за мной тоже туда, а я через сквер на площадь». Словом, оставили они письмо в канцелярии. Оно дошло до Хрущева. Со слов Лавочкина, мы узнали, что у Н.С. Хрущева был довольно резкий разговор с Челомеем и Дементьевым, но приказ отменен не был.

И А.Я. Березняк попал у Дементьева в большую опалу. И помню, начались к нему придирки. Здесь не выполнил приказ, здесь он занимается не той тематикой – морской тематикой в противовес с авиационной (кстати, Министр был противником морской). В результате Главный получил первый инфаркт, а потом второй инфаркт. К тому же внутри КБ назревал заговор. Было 3 комиссии, во всех трех мне пришлось заниматься. Это подорвало здоровье Александра Яковлевича. Он хотел работать до 80-ти лет, а умер на 62-м году. После второго инфаркта, он когда еще был дома на постельном режиме, он позвонил мне и попросил принести мне альбомчик, а мы работали вместе по тематике. Он спрашивал про все изделия, интересовался, как идут дела и при этом у него светились глаза. Он стремился к этому и хотел снова попасть на работу, т.е. он был очень предан своему делу. Мне пришлось под его руководством непосредственно проработать целых 20 лет. Это был отличный человек, но в 1974г. мы похоронили А.Я. После этого работали с И.С. Селезневым. КБ и раньше работало, процветало.

Нешина Ирина Алексеевна, ветеран труда МКБ «Радуга»

Первый раз приехала на «Тридцатку» после окончания в 1952г. с «отличием» Саратовского техникума. Этот год я работала в бригаде Григория Кузьмича Самохвалова. Он был талантливый конструктор и трудоголик. В бригаде все так и работали как он (работали по КС). Из Москвы присылали пачки «синек», мы их листали, ставили свою фамилию. После этого нас вызывали в цех потому, что это была еще сырая документация. Мы «бели» по цехам исправляли, перечерчивали, много работали. Субботы тогда были рабочие и в воскресенье приходилось работать, за что получали мы не плохо. Г.К. Самохвалов сам трудился и нас записывал на аккорды. Я уехала в институт и вторично уже приехала в 1959 году.

В 1959г. когда я вторично сюда приехала. КБ уже процветало, Григорий Кузьмич был начальником КБ. Тематика выросла, мы работали над Х-22. Проблем было много, но нам через год дали третью категорию за то изделие. Молодежь была очень энергичной, жизнерадостной. КБ имело 2 автобуса и его сотрудники постоянно ездили в Москву, в театры, на различные концерты. Народ был очень эрудирован и жили интересно. Я хочу спеть песню, сочиненную мною к 55-летию КБ:

Это было недавно, в очень юной Дубне.
Приглашал к себе Главный- Березняк в свой КБ.
Нам трудится исправно было Богом дано
Это было недавно, это было давно…
План всегда выполняли, споря с Главным порой
И под час рисковали мы своей головой,
Но порукой нам смелость в нашем деле была
За талант и умелость к нам победой пришла.
Быков Анатолий Петрович, ветеран труда ДМЗ

Я представляю здесь ДМЗ и хотел бы вас поздравить с юбилеем, а также поблагодарить за очень тесное сотрудничество КБ и завода. Мне, как работнику механического цеха, приходилось очень часто встречаться с работниками КБ. Никогда я не встречал каких-либо разногласий, потому что производство есть производство. Могли быть ошибки, но мы всегда связывались с КБ. Приходили конструкторы и тут же оперативно принимали решение. Затем же выпускался документ.

Доценко Лидия Ивановна, ветеран труда МКБ «Радуга»

В КБ было прекрасное взаимопонимание между людьми. Это была одна семья. Все это зависело от руководителя – А.Я. Березняка. Я работала в профсоюзе и был такой случай. Проводим елки, а время было такое, что конфет нигде не найти. У меня родственники были в Запорожье, а там были конфеты. Запросила у брата 20 кг. Заплатила личные деньги. Вынесла вопрос о возмещении на профком, а мне говорят, это должен решать только А.Я. Березняк. Секретарь к нему меня не пускает, а голос у меня громкий. Вдруг дверь открывается, стоит А.Я. Березняк: «Здравствуйте, проходите пожалуйста». Объяснила обстановку и он все решил. Все, что касалось наших детских дел в профсоюзе, А.Я. Березняк помогал в первую очередь. Его скромность потрясала. Вспоминается, как он пришел на заседание профкома лично просить комнату для своего шофера. У того было много детей и тот не высыпался. Приходил уставшим на работу. Березняк мог дать команду и, а он пошел в профком. Мы объездили все театры Москвы. Вывозили детей на личном катере Березняка, когда профсоюзный катер вышел из строя.

Симонова Клавдия Николаевна, ветеран труда МКБ «Радуга» и ДМЗ

Мы приехали сюда в 1952 г. Я шла по ул. Ленина и спрашивала, где завод. Потом увидела в шортах мужчину и подумала: «Как здесь ходят интересно люди». Изначально здесь работал коллектив, из которого выросло потом КБ: Боголюбский, Гальперин, Мельников, Куликов и другие. Я попала работать в бригаду к М.Н. Гальперину. Это очень сильный руководитель. Он мне, совсем молоденькой, 18-летней, дал разрабатывать обтекатель. В какой-то момент вошел А.Я. Березняк, спросил про меня. Ему сказали, что я молодой специалист. Он подошел ко мне, а у меня были только контуры обтекателя. Он поинтересовался моей работой. Гальперин обучал нас работать, там были специалисты из МАИ, КАИ, техникумов. Я была после техникума. Меня направили в комплексную бригаду, в третий цех на совещания – там обучали молодых специалистов грамотные сильные специалисты. Все были очень доброжелательны.

Однажды пришел в нашу бригаду Шоев и предложил перейти к Самохвалову. Я перешла туда заниматься электрооборудованием и вскоре, месяца через три, они ушли. Мы работали с Чуприной, с Макотченко, разрабатывали пульты. Мы были под постоянным ведением МКБ, приходилось работать с разными бригадами по спецоборудованию. У меня очень приятные воспоминания по этой работе.

Я хотела бы еще рассказать об объединении КБ и завода, поскольку я была сначала в профкоме своем, потом в профкоме объединения, и застала тот момент, когда завод очень хотел объединиться с КБ, а КБ - не хотело. Но все-таки это состоялось. Была первая профсоюзная конференция. На ней присутствовал Богомолов – председатель ЦК профсоюза. Я была тогда выбрана членом Обкома профсоюза работников авиапромышленности. Богомолов подошел ко мне и сказал, что объединение пойдет очень туго, и попросил придумать что-нибудь, чтобы сделать все возможное, чтобы это сгладить. Мы придумали – провести общий смотр художественной самодеятельности.

И здесь проявились такие таланты. Целыми семьями ходили во Дворец культуры. До часу ночи репетировали. Это был такой подъем! Потом КБ стало искать пути отделиться. Я была свидетелем эпизода, когда Федоров Н.П. сказал: «Пригласите ко мне Березняка А.Я.». Березняк А.Я. не пришел, у него был серьезный прием, и Николай Павлович этого не вытерпел (они были фигуры не равнозначные). Так возник конфликт между ними.

Еще хотела бы рассказать о тех бригадах, с которыми мы сталкивались, они нас очень опекали. И когда в цехах были какие-то неполадки, то они всегда шли и помогали. Цымбал, Кияк, Семенов – очень бережно относились к специалистам СКО. Приятно, мне ветерану, что МКБ «Радуга» до сих пор на высоте.

Третьякова Алевтина Александровна, ветеран труда, бывший инженер-технолог ОГМЕТ ДМЗ

Прошедшие, последние 15 лет изменили почти все в стране, развалилась промышленность, в том числе оборонная. Завод ДМЗ не выстоял в условиях распада страны и всех потрясений, политических и экономических. МКБ выстоял и работал все эти трудные годы. Сложно сказать, что помогло. Думаю, что все зависело от руководства МКБ. С самого начала, с создания МКБ, были сильные квалифицированные руководители. Особенно хочется отметить мудрость и дальновидность Березняка А.Я. Он сумел создать сильный, жизнеспособный коллектив и воспитать большое количество специалистов-руководителей. Их много. Один из них Трусов В.Н. – теперешний руководитель МКБ «Радуга». Все, кто общался с ним по работе и по общественным делам, знают, какой это человек. После ухода из жизни Березняка, его традиции продолжил Селезнев И.С. Конечно, взлет в деятельности МКБ «Радуга» был в 60-70е гг., когда КБ и ДМЗ изготавливали самолеты и ракеты средней и большой дальности, в том числе известный МИГ -25. Могу полной ответственностью заявить, что оба коллектива работали с полной отдачей, с энтузиазмом.

Мне, как «узкому» специалисту по металлургии и металловедению, приходилось решать вопросы со многими начальниками бригад и руководителями отделов, отделений. Начала я работать на ДМЗ с апреля 1959г. И очень быстро узнала о деятельности многих главных специалистов ОКБ по отзывам, по документам на изделия и по деловому общению. Узнала, как ценят и уважают работники КБ своего руководителя Березняка А.Я. Мне очень много приходилось работать с бригадами, которыми руководили Четвериков Г., Петренко Н., Виленский Л.Ц. В каждой из этих бригад были несколько ведущих конструкторов, с которыми и решались все вопросы. Это были сильные специалисты, в том числе и сами начальники бригад. Особенно много было вопросов, которые решались с бригадой Виленского, так как баллоны высоко давления доставляли много хлопот всем.

Приходилось мне принимать участие в совещаниях, которые проводил начальник отделения 2 Гальперин М.Н. Всегда я поражалась умению его общаться с людьми. К нему можно было прийти без предварительного звонка, всегда внимательно выслушает и поможет советом.Очень часто приходилось решать вопросы с металлургами и «прочнистами» ОКБ. И обо всех, с кем приходилось общаться, в памяти моей только доброе и светлое. Может быть и от меня многое зависело, так как шла в КБ всегда подготовленная и старалась «донести» все сложности по металловедению до конструкторов. Поэтому меня очень часто приглашали в КБ для согласования новых чертежей еще в «белках» - это так назывались черновые варианты конструкторской документации.

Петров Владислав Терентьевич, бывший представитель военной приемки

Говорить мне и трудно, и легко. В основном я работал на заводе,но впечатление о КБ у меня создавалось, когда выпускалась в серию 22-я машина. Потом их было очень много. Мне приходилось решать вопросы дефективного характера. На заводе, во дворе цеха был такой напористый мужик – Синицын. «Выдирал» все ,что ему было нужно. В КБ какое-то время этими вопросами занимался Лазарев. Это замечательный человек, который умел успокоить Синицына, найти правильное решение. Тогда отрабатывались хитрые системы ФКН, которые смогли оперативно решать вопрос. Со временем 22 изделием занимались другие люди – Ларионов, Ярцев и, надо сказать, что все эти товарищи грамотные, понимают интересы завода и КБ. Работать с ними было очень интересно и хорошо.

Что касается отношений между заводом и КБ, то мне кажется, что это не отношения между коллективами, а отношения между руководителями ,а они были не очень удачные. Я не хочу определять, кто здесь прав, кто виноват. У каждого есть своя правда, но коллектив общался не только на работе, но и вне работы. И можно сказать, это был один единый коллектив – наше дубненское Объединение «Радуга». Особенно это касается спорта, культуры, отдыха. Корче говоря, левый берег г. Дубны не мог бы состояться, если бы не было КБ, и так же он не мог бы состояться, если бы не было завода, а вместе они создали такой ЛБ, какой сейчас существует.

Сейчас я хочу рассказать кто построил ДК «Октябрь». Дворец строился, в основном, усилиями Белиловского. За строительство этого дворца он получил пару выговоров, но, тем не менее, его достроили уже при Шуксте. Пришлось упростить дворец. Сейчас мы видим, что впереди там небольшая приподнятая площадка, а должны быть колонны и украшения. Его заставили несколько упростить.

Дзюбан Эдуард Сергеевич, ветеран МКБ «Радуга», ведущий конструктор, начальник бригады

Я пришел в КБ в 1961г., когда КБ отпраздновал свое 10-летие. Но на мой взгляд успехи КБ заключаются в том, что у нас был замечательный руководитель, А.Я. Березняк и в КБ существовала такая теплая, доверительная атмосфера. Будучи молодым специалистом приходилось ездить в командировки. В 1961г. я пришел, а в 1963г. мы уже передавали на смоленском заводе в серию ракеты КСР-2, КСР-11. Мы были еще молодыми и «зелеными», но нам доверялось такое ответственное мероприятие, притом предоставлялись такие права, как будто мы на этом деле пуд соли съели. Чтобы оправдать это доверие, мы чувствовали себя очень ответственными и быстро росли.

Хочу сказать, что судьба меня развела со смоленским заводом, но те люди, с которыми мне приходилось работать, с которыми мы работали, до сих пор меня помнят и знают, даже моя фамилия отмечена в истории завода. Этим можно объяснить, что была такая дружественная обстановка, где все помогали и доверяли друг другу. Про А.Я. Березняка еще расскажу интересную информацию. Здесь говорили, что у него были очень сложные отношения с Дементьевым. Дементьев не упускал случая уцепить Березняка. Уже в 70-м году, когда я работал в серийном подразделении, нам пришлось модернизировать ракету К-10, которая была сдана в серию в 1959г. В 70-м году по инициативе А.Я. мы ее модернизировали. В то время Дементьев запрещал заниматься КБ серийными ракетами: «Этим пусть заводы занимаются, а КБ должны делать новую продукцию». А.Я. Березняк наоборот поставил задачу: «Занимайтесь модернизацией ракет, но чтоб никто об этом не знал». И когда мы ее закончили, модернизировали, в 80-м году за эту ракету дали много орденов и медалей. Модернизацию этой ракеты проводили под моим руководством и ветеран нашего КБ Новиков А.Н., который за свою работу получил орден Ленина, меня спрашивает: «Эдуард, а почему мы ракету сдали в 1959г., а награды получили только сейчас, в 80-мг.?» Я говорю: «Алексей Николаевич, а это уже совсем другая ситуация».

Баева Лидия Николаевна

Я хочу сказать, производство в КБ развивалось более инерционно: заводу нужны были серийные выпуски, а КБ нужны были новые идеи. Получается конфликт: новое всегда тяжело внедряется в производство. Это неправильно, что конфликт заключается в руководителях, я проработала до 1984 г. и довольна своими руководителями

Прислонов Николай Николаевич

Я сейчас предоставлю слово человеку, который является хранителем истории КБ. Это Алексей Петрович Мальнев. Я хотел бы сегодня поблагодарить руководство предприятия, коллектив за тот подарок, который сделали они в этот юбилейный год – открыли музей изделий. Я думаю что появится механизм, который позволит молодым людям появляться на промплощадке и видеть все изделия КБ. Выпуск книги о А.Я. Березняке – это тоже большое дело. Она уже сейчас бестселлер, и, если появится второе издание, мы только скажем: «Спасибо!». В последнее время усилиями руководства и А.П. Мальнева очень много сделано, чтобы сохранить историческое прошлое предприятия.

Мальнев Алексей Петрович, почетный консультант МКБ «Радуга», Лауреат Государственной премии СССР

Трудности для меня работа в КБ никогда не представляла. Я в августе 1958г. приехал, как сел за один стол, так с ним и езжу до сих пор, крепкий оказался стол. Я работал в отделе динамики и аэродинамики. Мы начинаем ракету, а потом начинается производство. Нас там уже нет, а начинаются летные испытания. Мы опять появляемся. Мы живем с этой ракетой, пока она находится в эксплуатации в частях. Если происходят какие-то несчастные случаи, мы должны разбираться и определять, что там произошло. Поэтому трудно мне сказать о связи с заводом, потому что мы начало и конец.

Немного хочу добавить. Вам здесь сказали, что немцы ушли в 1954 году. Нет. У меня есть раритетная книга. В августе 1953 г. уехали 202 немца. Это я нашел в книгах, когда стал собирать материал по истории предприятия. У меня есть информация об отчетах, которые выпускались немцами (с участием наших специалистов). Материала по истории КБ много. Жизнь КБ была интересна во всех отношениях, всегда находили решения. Не найти решения – такого вопроса не было.

Я нахожусь здесь с 1958 г. и чем мы здесь занимаемся никто ничего не знал. Только на этой неделе повесили вывеску: «Корпорация ракетных вооружений», до этого об этом говорить было нельзя. Десятки лет мы делали ракеты для вооружения Советского Союза. А.Я. Березняк был Главным конструктором КСС, когда работал А.И. Микояна. Почему у нас и Березняк появился. Был 1951 г., начало и разгар «холодной войны», а Микоян очень любил заниматься истребителями, не фронтовыми, а перехватчиками. Зная А.Я. Березняка, Микоян написал структурную схему предприятия. Когда сделали, он расписал ее и подписал. Микоян передал нам всю тематику для доводки, для испытаний. Я занимался этой тематикой, немножко прихватил КС-7. Была работа в частях. Стояла она в Германии и не хватало нам сотни километров до определенного объекта, соответственно надо было увеличить дальность. Нашли способ увеличить дальность. Начал я заниматься с этой ракеты.

Потом пошли КСР-2, КСР-11, Х-22, КСР-5. Мишени А.Я. сделал по просьбе военных для испытаний противоракетной обороны на старой ракете, практически ничего не меняя. Там такой задел идей был, который заложил А.Я., что потом они долго эксплуатировались. П-15 – это прорыв в ракетной технике, другой подход в решении этой задачи. Сегодня наша техника разошлась по 30 странам мира, находится в эксплуатации и работает. Основы заложил А.Я. Березняк хорошие. Потом мы с Селезневым И.С. делали новую тематику, но проработки этой темы мы вели раньше, начинали с 1971г. ,т.е. направление «дальней руки» для нашей авиации начиналось еще при А.Я. Березняке. Прикрыли нас сначала, а потом в 1974-76гг. сказали: «Занимайтесь». Я признаюсь честно, я все время занимался своим любимым делом.

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

22 апреля Викторина "Загадка – для ума зарядка"

23 апреля Арт-кружок "Живые истории"

23 апреля Репетиционные занятия "Кукольный сундучок"

23 апреля Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

24 апреля Лекторий юного краеведа "Прогулки по Дубне"

24 апреля Викторина "Мы верим в тебя, солдат"

24 апреля Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

24 апреля Читай-полянка "Англичанка была неправа"

24 апреля Курсы "Бисерная шкатулка"

26 апреля Историческая акция "Диктант Победы"

26 апреля Занятия в студии "Живая глина"

27 апреля Мастер-класс по оригами. Группа "Умейка"

27 апреля Мастер-класс по бисероплетению. Группа "Бусинка за бусинкой"

28 апреля Семейный досуговый клуб "Любознайки"

28 апреля Детский клуб настольных игр "Игрология"

28 апреля Клуб для подростков "Литра"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика