Печать

22 февраля клуб «Туристята» и его руководитель Виктория Торочкова , а также юные краеведы были в гостях в Муниципальной библиотеке Левобережья. Ребята узнали про заседания клуба «Дубненский летописец», проходившие в читальном зале библиотеки под руководством краеведа Николая Николаевича Прислонова. Материалы заседаний клуба, уникальный фотоархив краеведов, в том числе Михаила Ивановича Буланова, их книги и статьи, как и краеведческий материал Сергея Гора, Александра Расторгуева, Леонида Четверикова, Евгения Молчанова, Игоря Даченкова и др. краеведов стали ценным вкладом в фонд библиотеки.

Взрослые и молодёжь, подростки пользуются этой частью нашего фонда, чтобы знать «откуда Дубна пошла есть», без мифов и фейков, как жили и трудились жители нашего края раньше, чем и кем может гордиться Дубна. Знать прошлое своей малой родины, своего города необходимо – с него начинается любовь к Родине и своему народу, воспитание патриотизма и лучших черт характера, передающихся от поколения к поколению.

На этот раз темой встречи была выбрана история канала имени Москвы, в основу которой легли материалы заседания краеведческого клуба «Канал Москва- Волга. Величайший проект ХХ века».

Тема непростая, многогранная, тем более, что ребята собрались разновозрастные, не все ещё тщательно изучали историю советского периода в школе. Без Канала им. Москвы не было бы ни завода, начинавшего со строительства гидросамолётов, ни Иваньковской ГЭС и ОИЯИ.

Знать и говорить об этом необходимо, честно и объективно, не приукрашивая, но и не очерняя прошлого. Стараясь выбрать из него лучшие и достойные примеры для себя. Выставка распечаток уникальных фотографий из архива краеведа М. Буланова и слайды презентации наглядно иллюстрировали рассказ о судьбах каналоармейцев, строителей волжских гидросооружений в районе Дубны.

Зачем нужен был канал, мысль о котором волновала ум ещё Петра Великого? Чтобы связать во едино водной артерией юг и север Европейской России, напоить Москву волжской водой, которой к началу XX века не хватало столице; напитать энергией строившиеся заводы, реактор, дома жителей. Это ребята поняли из рассказа. Шла индустриализация, приближалось грозное военное время и время холодной войны. Родина и её стратегическая безопасность были превыше всего. И по постановлению Совета народных комиссаров от 1 июня 1932 г. началась великая стройка, продлившаяся до 1937 г.

Ребятам и педагогам был показан документальный фильм о строительстве канала. Тяжёлый физический труд, политические репрессии и в то же время первые технические новшества, применявшиеся при строительстве (экскаваторы, трактора), энтузиазм строителей-стахановцев, целые дома и деревни, переезжавшие на новые места из зоны предполагаемого затопления – всё это произвело сильное впечатление на юных зрителей. Может быть не всё до конца им осталось понятно, но они обязательно обратятся ещё к этому материалу на уроках истории. Работа была проделана колоссальная, и вот он результат, которым мы пользуемся по сей день и будут пользоваться ещё следующие поколения. Какой ценой добывалась волжская водица будем помнить и нужно знать. Не все из каналоармейцев были уголовники и убеждённые контрреволюционеры. Репрессии захватывали и невинно, несправедливо осуждённых. Даже вольнонаёмные работники побаивались приговоров, «если что-то пойдёт не так» и «полетят головы», осознавали всю меру ответственности.

Помимо чисто технических сооружений канал должен был быть и красивым, представлять эстетическую гордость за советскую действительность. Особая непростая история была с памятниками В. И.Ленину и И.В. Сталину по берегам канала. Но и здесь трудности были преодолены скульптором Сергеем Меркуровым и рабочими. Памятник Ленину получился уникальным, одним из самых больших в стране. А вот памятнику Сталину повезло меньше. Как его сносили после развенчания культа личности, есть записи из воспоминаний старожилов.

Канал был построен, вода и энергия пришли в дома и на заводы, развилась промышленность, созданы рабочие места, а люди получили профессии, «путёвку в жизнь», некоторые асоциальные в прошлом «элементы» действительно «перековывались», была выиграна Великая Отечественная война, создан мирный и не только мирный атом. Даже в Дмитлаге шла своя культурная жизнь: издавалась газета, устраивались трудовые соревнования. Только из-под палки, под угрозой расстрела такое могло быть с десятками тысяч людей? Наверное, дело ещё в чём-то другом. Менялось сознание людей, не всех и не сразу.

Но всё же «мы» и «Родина», коллективизм, вера в светлое коммунистическое будущее оказались сильнее личных трагедий, обид. Нам это трудно понять в эпоху индивидуализма. Но когда России, нашей общей Родине вновь маячит угроза, мы видим снова подъём патриотизма у многих.

Есть над чем задуматься сегодняшним школьникам. Это не просто урок краеведения, истории. Это ещё и урок патриотизма, любви к родному краю, его прошлому и народу, умение ценить и объективно оценивать прошлое, созданное предыдущими поколениями. Будем гордиться трудолюбием, самоотверженностью, свойственной россиянам, дубненцам. А впереди у дубненцев, включая юных «туристят», новые интересные краеведческие беседы, возможности получить и продемонстрировать свои знания о родном и любимом городе.