Печать

В Муниципальной библиотеке Левобережья, в зале отраслевой литературы, можно найти настоящие сокровища литературы жанра non fiction. Одно из них – книга литературоведа Владимира Воропаева «Николай Гоголь: Опыт духовной биографии». В 2009 году книга была удостоена Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский».

Имя Николая Гоголя и его судьба, творчество овеяны загадками и мистикой. Писателя притягивала, волновала тема добра и зла в человеческих душах, влияния веры, христианских идеалов и законов общества, художественного творчества, вымысла на внутренний мир человека. Порой эти столкновения в художественном мире Гоголя и его персонажей носили весьма фантасмагорический, причудливый характер. Вспомним путешествие кузнеца Вакулы на чёрте в Петербург за черевичками в «Ночи перед Рождеством», повести «Вий», «Майская ночь, или Утопленница», полные малороссийских фольклорных мотивов; пропавший «Нос» майора Ковалёва, заживший собственной жизнью, «Портрет», «Записки сумасшедшего» и другие «Петербургские повести». Подобный художественный вымысел нужен был писателю, чтобы нагляднее показать сложность человеческой натуры, человеческих отношений и несовершенство общества, законов не только юридических, но и моральных в николаевской России XIX вв. и не только. Образ «лествицы», как пути духовного самосовершенствования, заимствован Гоголем из христианской литературы в «Майской ночи».

Времена и века проходят, а человек меняется ли в лучшую сторону? Безрассудная, отважная любовь и девичьи капризы, мечты о «черевичках, как у царицы» всё те же и в XXI веке. Так же, как подобострастие и высокомерие чиновников разного ранга не изжиты до конца. А художники и поэты по-прежнему верят в волшебную силу искусства, но не все осознают свою моральную ответственность и высокое предназначение и нередко меняют свой дар от Бога на погоню за славой и звонкой монетой.

Гоголь был не из таких. Он всегда стремился к совершенству и «глаголом» или смехом «жечь сердца людей». Он верил в Человека и его устремлённость к божественным идеалам. Даже, когда уже был тяжело болен и разочарован. Вот об этом книга и о сложности, порой противоречивости натуры самого писателя, его духовных исканиях.

Как ни покажется кому-то странным, но даже появление нечистой силы, мистики на страницах гоголевских произведений ничуть не умаляет приверженности автора христианским идеалам. Названный в честь угодника Божия и чудотворца, Гоголь с детства оставался набожным. Духовный путь Гоголя с детства, с родительской семьи прослеживает книга. Через знакомство с Пушкиным и другими литераторами, общественными деятелями, духовными лицами, путешествия не только в Италию, но и на Афон, Святую Землю, Оптину Пустынь. Писатель даже хотел уйти в монастырь, оставив литературное творчество, но не получил благословения. Кризис творчества перерос в духовный кризис. Всё это прослеживается литературоведом и рассказывается тёплым, понятным языком, как об общем близком знакомом читателя и автора. Помогают и строки самого Гоголя, в частности из «Выбранных мест из переписки с друзьями», почти не публиковавшихся. Книга помогает взглянуть на Гоголя иным, более глубоким взглядом, отойдя от стереотипа писателя-сатирика.

Как из сатирика и фантазёра Гоголь превратился в аскета и отшельника? Почему сжёг второй том «Мёртвых душ»? Что так близко связывало Гоголя с Оптиной Пустынью? Какую роль в его жизни и судьбе сыграли духовник отец Матвей Константиновский и митрополит Филарет (Дроздов)? Что значило и чего стоило Гоголю настояние «отречься от Пушкина»? На все эти вопросы отвечает исследование Владимира Воропаева. Как и на вопрос о завещании Гоголя, исполнении его воли после смерти, оценке Церковью его творчества, личности как человека и писателя.

«… Меня ужасает всеобщее, единодушное и постоянное угождение всем… страстям и похотям человеческим…» - писал Гоголь в «Выбранных местах…». Чтобы сказал бы он о XXI веке, когда грань между добром и злом, дозволенным и запретным, стала ещё тоньше?

Читайте не только классику, но и научно-популярную литературу о классике, чтобы лучше понять её и путь совершенства, который она указывает нашей душе.