Печать

15 февраля в читальном зале состоялось знакомство обучающихся Дмитровского техникума СП №3 Дубна с фотокорреспондентом журнала «Крылья Родины» Альбертом Янкевичем. Накануне в библиотеке открылась выставка его фоторабот «Рабочие будни «Туполей», посвящённая 100-летию со дня образования Конструкторское бюро «Туполев». История КБ началась 22 октября 1922 года, когда при ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) была создана комиссия по металлическому самолетостроению, которую возглавил Андрей Николаевич Туполев. А.Н. Туполев – наш земляк, родился в с. Пустомазово, Тверской губернии. За годы существования бюро разработало свыше 300 проектов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

В фотографиях Альберта Янкевича чувствуются души самолётов, людей, с ними связанных, и самого фотографа. Не только у людей, но и у крылатых машин, у каждой - свой характер, судьба. Чувствуется биение их металлических сердец, вложенный труд, служение Отчизне, а подчас мужество и героизм людей, прочно связавших себя с авиацией. Выставка уже экспонировалась в Кимрском музее.

Ребята узнали, что «Туполя» - это семейство машин и людей, которые обслуживают самолёт ТУ – основу нашей стратегической авиации – воздушного щита, разработанного в КБ «Туполев». А. Янкевич рассказал также о работе фонда «Крылатая память Победы», целью работы которого является создание полноценной летающей коллекции исторических самолётов. Отряды поисковиков находят сбитые или потерпевшие крушение боевые машины Великой Отечественной войны, затем специалисты Фонда восстанавливают их до лётного состояния. Так, вторую жизнь обрели легендарные штурмовики Ил-2, истребители МиГ-3, И-16, И-153 «чайка» и другие машины. В настоящее время идут работы по реставрации ТУ-2, лучшего фронтового бомбардировщика Второй мировой войны, разработанного в КБ Туполева. Самолеты исторической коллекции принимают участие в различных авиационных шоу в России и за рубежом, снимаются в фильмах.

Календарь, посвященный съемкам легендарных самолетов в отечественных фильмах и сериалах, фотохудожник привёз в подарок библиотеке, и молодёжь смогла с ним ознакомиться, рассмотреть штурмовик ИЛ-2, истребитель МиГ-3 и другие самолёты.

Интересно было узнать о М-55 «Геофизика»— советском высотном разведчике, попавшем во внештатную ситуацию, а также о том, что электро-магнитный импульс способен вывести из строя электронику. Как же решить эту проблему? В качестве загадки ребятам был продемонстрирован кулачок-программатор счётно-решающего устройства системы управления двигателем. На сложной криволинейной поверхности этой детали "зашита" программа управления двигателем, дублирующая электронику. Слушатели узнали, что впервые эта система была разработана в конце 60-х годов и применена на самолёте Т-4, выпущенном ОКБ Сухого.

Далее следовала экскурсия по выставке. Ребят заинтересовали самолеты, изображённые крупным планом, на взлете и при посадке, на аэродроме и в воздухе, с неожиданных ракурсов – например, из кресла пилота, что позволяет оценить всю сложность и ответственность при управлении воздушным кораблем. Фотографии сделаны в период 2019-2022 г. на авиабазах, полигонах и авиашоу.

Говорили о многих вещах: о мощи воздушно-космических сил России, что такое авиационный двигатель и что нужно для его создания, какой уровень развития науки и технологий. Альберт Янкевич, побывав на многих авиационных предприятиях, убедился, что в конструкторских бюро работает много молодёжи.

В завершение встречи, Альберт Янкевич заметил, что сейчас в качестве основателя и руководителя своей Креативной Мастерской работает над разработкой брендов, рекламно-информационным сопровождением различных отраслей бизнеса от одежды и косметики до самолетов и реактивных двигателей.

В истории российской военной и гражданской авиации немало славных страниц. Когда смотришь на мощные самолёты ПАО «Туполев», испытываешь чувство гордости за нашу российскую авиацию, за нашу Родину. Восхищаешься людьми, которые занимаются не только разработкой, производством, испытаниями, но и ремонтом и поддержанием эксплуатации лётной техники.

Многие из ребят получают технические специальности и, возможно, кто-то из них придёт на Дубненский машиностроительный завод, в ГосМКБ «Радуга», будет проектировать, вытачивать детали к похожим крылатым машинам. Безопасность полётов и страны рождается в трепетном и ответственном отношении к труду, к Родине и её крыльям.

Как поётся в «Марше авиаторов» на слова П. Германа:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.