Печать

25 января в детском отделе библиотеки шестиклассники Гимназии №3 вспоминали важную дату в истории Великой Отечественной войны – День полного освобождения от фашистской блокады города – героя Ленинграда, 27 января 1944 года. Такие страницы истории нужно знать и помнить, хотя они тяжелы для восприятия детьми. Этому знаменательному событию была посвящена историческая интеллектуальная игра «Непокорённый город».

Кто лучше расскажет о тех страшных днях, чем очевидцы. В Дубне тоже проживают ветераны – жители блокадного Ленинграда. Не все уже, к сожалению, по возрасту и состоянию здоровья могут прийти на встречу. Поэтому запись их воспоминаний особенно ценна. Ребята посмотрели видеозапись интервью с Галиной Николаевной Поддубской. Девочкой-подростком она рано потеряла мать, в 12 лет, чтобы иметь возможность получать рабочую норму хлеба, выучилась на электромонтёра и пошла работать. Навсегда остался в ее памяти чай и спичечный коробок с клюквой в сахаре и показ музыкального спектакля «Раскинулось море широко» – так старались поддержать в Дворце пионеров подростков – работающих на взрослых работах для победы.

Многое дополнил и объяснил рассказ библиотекаря. Ребята были под впечатлением и вдумались, прочувствовали горечь, трагизм и героизм слова «блокада». Они не только слушали и смотрели фотохронику. Интерактивный формат предполагал, что на многие вопросы ребята найдут ответ сами, внимательно слушая и вглядываясь. Что-то было уже известно из учебника, книг, фильмов. Но много интересных, новых фактов школьники узнали дополнительно. Пригодились сообразительность, логическое мышление.

Почему так важно было для Гитлера захватить Ленинград к сентябрю 1941 г. и почему Ленинград имел такое символическое значение не только для советских людей, но и для людей всего мира? Ребята правильно ответили, что холод и голод погубили больше всего ленинградцев, прежде всего детей, стариков, больных и обессиленных. Какова была блокадная норма хлеба и что входило в его состав? Об этом школьники вспомнили и узнали.

Что такое Дорога жизни, где она проходила и почему сначала её называли Дорогой смерти? Что такое машина-«полуторка», почему с неё снимались дверцы? Во что превратили весной-летом площадь перед Исаакиевским собором? На эти и многие другие вопросы ответили игроки. Даже составили аналитическую справку по историческим материалам и расшифровывали секретное донесение азбукой Морзе.

Ребят поразило, что в блокадном городе продолжали работать театры, филармония, библиотеки, зоопарк. Участники игры увидели фотографии памятников и мемориалов жертвам блокады и событиям тех дней. В памяти остались новые факты о жизни осаждённого города.

То о чём не успели поговорить, юным читателям расскажут книги с выставки. Художественные произведения для подростков с исторической достоверностью и проникновенностью повествуют о тех страшных днях. Историческая память и патриотизм не формируются на пустом месте. Они приходят к детям из таких важных встреч, разговоров и книг. Непокорённый город и мужество его жителей останутся в сердцах подрастающего поколения.