Печать

22 сентября в читальном бакалавры факультета естественных и инженерных наук, кафедры экологии и наук о Земле университета «Дубна» Лолаев Георгий и Иванов Егор обсуждали с обучающимися Дмитровского техникума СП №3 «Дубна» проблему загрязнения морей и океанов.

Какое отношение имеет наша континентальная Дубна к морям и океанам, их чистоте и загрязнению? Но проблема настолько острая и глобальная, она касается всех землян.

Миллиарды людей не только плавают по морям и океанам, живут и отдыхают на побережьях. Они ездят на автомобилях и автобусах, летают на самолётах, работают в нефтегазовой отрасли, а значит добывают, перерабатывают и потребляют нефть, газ, электричество. В том числе, когда углеводороды – источник тепла и энергии добываются на морских шельфах, перевозятся специальными морскими судами. Всё это создаёт риски загрязнения морей и океанов, их берегов. А потом сжигаемые нефтепродукты вносят свой вклад в парниковый эффект и глобальное потепление. Оно в свою очередь способствует возрастанию таких катастрофических явлений, как торнадо, тайфуны, образующихся над поверхностью океанов. Рассказ студентов сопровождался вопросами, на которые отвечали учащиеся техникума.

Ещё один важный момент отметили выступающие. Вода требуется для работы электростанций: тепловых, атомных, гидро-, приливных. А куда она потом девается? Правильно, снова в моря и океаны в итоге. Уже нагретая и далеко не чистая. А как мы знаем, повышение температуры даже на 2-4 градуса уже неотвратимо влияет на экосистему. Про цветение воды ребята уже слышали, читали, видели в Московском море о не только. Это результат теплового загрязнения. Вот как многообразно проявляет себя загрязнение воды, и как тесно всё взаимосвязано в природе.

Молодёжь из техникума интересовалась, насколько опасно употреблять в пищу рыбу и морепродукты из загрязнённых морей. Ведь выбрасывается пластик, батарейки и другие отходы с тяжёлыми металлами, стиральные порошки из канализации, удобрения, пестициды с полей, газовые выхлопы транспорта и предприятий. Всё это доходит, доплывает до морей-океанов, выпадает с осадками и губит их обитателей. Не меньше, чем аварии и разливы нефти.

Бакалавры университета подчеркнули, что источники и виды загрязнения гидросферы Земли разнообразны, но, к сожалению, почти за каждым из них стоит человек. Но пока одни продолжают загрязнять, другие люди ищут и находят более совершенные и оригинальные методы противодействия экологической катастрофе. Законодательные и не только. Об этом молодые экологи-исследователи рассказали ребятам из техникума и продемонстрировали на слайдах. Плачевные результаты загрязнения явно опечалили и потрясли зрителей. А вот активный поиск учёными решения проблемы, например, использование японцами рисовой шелухи для сбора нефти с поверхности вод, вдохновил на собственный творческий поиск.

После презентации и рассказа почти сверстников, «технари» из СП №3 «Дубна» устроили настоящий мозговой штурм экологической проблемы. Предложения, порой наивные, вызвали новую волну дискуссии. Так, замена бензинового автотранспорта на электрический не просто дорого обойдётся потребителям и государству, но в свою очередь вынудит больше сжигать топлива и потреблять воды, производить выбросы в воздух и в воду на электростанциях. А куда потом девать отработавшие своё аккумуляторы, зарядные устройства? Много ещё вопросов, над которыми надо думать человечеству.

А пока, хотя бы личным примером сократим свой вклад загрязнение окружающей среды. Главное, что ребята поняли суть и важность проблемы, заинтересовались темой экологии, как с технической, естественнонаучной, так и с гуманной точки зрения. Занятия с техникумом в рамках программы «Цели устойчивого развития» будут продолжены.