Печать

24 мая в День славянской письменности и культуры в читальном зале кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова» Наталья Владимировна Московская приоткрыла завесу тайны над чудом православной русской иконы.

Взрослая аудитория самых разных возрастов с интересом рассматривала художественные альбомы и кадры презентации, узнавала новое, училась «читать» иконы, как книги.

После десятилетий провозглашённого атеизма многие уже в зрелом, сознательном возрасте пришли к вере. Интересно и полезно взглянуть на образы Христа, Богородицы, святых не только как на предмет православного культа, но и как на предмет искусства, историко-культурного значения.

Православие и вера неотделимы от России и русской культуры. Не зря именно через православное вероучение на Русь в IX веке вместе с солунскими братьями равноапостольными Кириллом и Мефодием пришла грамота, а вместе с ней расцвела и великая русская культура. Появились первые славянские азбуки: глаголица и кириллица. Что именно появилось раньше и изобретено учителями словенскими – вопрос для учёных спорный и сейчас. Хоть мы сейчас с трудом можем прочесть старинные шрифты, многие буквы вышли из употребления, но ценность и значение этого события бесспорна. Яркие буквицы и заставки на старинных книгах – загляденье и манящая в историю, мир гармонии и красоты тайна. Сколько старания и трудолюбия нужно было нашим предкам, чтобы создать такие произведения искусства, чтобы выучить целую систему письма, знаков, применявшихся и при счёте, символов графических, придававших значение каждому жесту, цвету.

Иконопись хоть и называют часто Библией для неграмотных, но её тоже надо уметь расшифровывать, понимать, видеть и читать знаки. Сложно? А наши предки считали это делом привычным. Азбука, как система знаков, дисциплинирует и систематизирует ум и знания. Даже буквы назывались со смыслом, подчёркивая основные для русского человека понятия.

Зрители узнали и наглядно увидели, какие надписи и сокращения содержат в себе иконы, как их правильно читать. Но и сами изображения тоже говорят о многом. Цвет одеяний, расположение в иконостасе, сама обратная перспектива иконы – всё открывает нам новый чудесный горний мир, в центре которого Бог и Божья Матерь, оценивающие нас, взыскующие, милующие, дающие закон жизни вечной, указывающие верный путь не только конкретному человеку, но и целому народу, даже народам.

Чтобы развиваться дальше, славянским племенам нужна была единая вера, язык, на котором понятно и доступно для них излагались её основы. Вот для чего нужна была азбука – толчок к дальнейшему развитию всего: литературы, искусства, науки, государства.

Зрители узнали об основных иконографических типах образов Христа и Богородицы: Вседержитель, Спас Нерукотворный, Одигитрия, Умиление, Оранта (Знамение) и др. Их древняя и богатая чудесами история потрясла многих.
Теперь, придя в храм, не обязательно спрашивать служителей и прихожан. Система иконостаса и расположение образов в нём многое сами расскажут. Какой праздник отмечается. Кому посвящён храм.

Православие прочно и навсегда вошло в русский культурный код, как святые понятия мать, Родина, земля, добро, Бог, слово. Не будем и мы забывать о них, о своих духовных, культурных, исторических корнях. Какие бы ветры перемен и тревог ни бушевали над миром, но есть вечные истины, сохраняемые прежде всего в более чем тысячелетней русской культуре.