Печать

2 декабря в читальном зале прошёл вечер, посвящённый 200-летию Ф.М. Достоевского «Смеяться разрешается». Члены литературного клуба из Универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д.И. Блохинцева Татьяна Лясникова, Фёдор Лизанов, Михаил Мешков, Юрий Константинов подготовили интересную программу о жизни и творчестве одного из величайших русских писателей и общественных деятелей, философов России XIX века.

Те, кто считает Достоевского слишком мрачным и скучным писателем, не правы. Читатели-активисты из библиотеки это доказали. Их кропотливая работа вытащила на свет биографические факты и произведения Фёдора Михайловича, малоизвестные широкому читателю, не изучаемые в школе.

Такого Достоевского – меткого и едкого сатирика, мало кто знает. А зря. Он по-прежнему актуален и животрепещущ для нашего общества. Прежде, чем стать автором «Братьев Карамазовых», «Преступления и наказания», «Идиота» и других серьёзных, больших и тяжеловесных в буквальном и переносном смысле произведений, писатель возвращался в литературу после каторги и солдатчины, как автор сатирических повести «Дядюшкин сон» и рассказа «Крокодил».

Что пришлось пережить молодому ещё Достоевскому в минуты, когда фельдъегерь в последнюю минуту остановил казнь петрашевцев и на каторге, можно узнать из воспоминаний писателя и из «Записок из мёртвого дома». Где же тут сатира?

Вернуться в мир живых, в мир литературы оказалось совсем непросто. Помогли не только физическое здоровье, молодость, немногие не отвернувшиеся товарищи, коллеги, но прежде всего жажда жить и творить, умение видеть и подмечать смешное, несуразности жизни. Смех получился, почти как у Гоголя, сквозь слёзы, трагикомический, фантасмагорический, как сама Россия.

Чтение по ролям отрывков из повести «Дядюшкин сон» и рассказа «Крокодил» представили нам Достоевского 1850-1860-х годов и нашу страну той эпохи живо и наглядно. Демонстрировались также отрывки из фильма «Дядюшкин сон» (1966). Творчество Достоевского тесно переплетено с его биографией и современниками, творчеством таких великих предшественников, как Пушкин, Гоголь, которые тоже понимали толк в юморе и сатире.

Городок Мордасов из «Дядюшкиного сна» - это типичный глухой провинциальный город, например, Семипалатинск, где Достоевский отбывал наказание. Мария Александровна Москалёва – типичная «энергичная» дама, устанавливающая свои порядки не только в доме, но и в местном обществе. Она как судья и «экзекутор» выносит вердикт: кого во что одевать, кого на ком женить или выдать замуж. И вот в этот «медвежий угол» попадает чудак-барин с европейскими модами и идеями – князь К. Конечно, от столкновения таких противоположностей возникает множество забавных ситуаций. Повесть изначально задумывалась, как водевиль. Она с успехом уже в наши дни ставилась на театральной сцене и экранизировалась.

Зинаида Москалёва, которую мать решает выдать за князя К. замуж, имеет реальным прототипом первую жену писателя, Марию Дмитриевну Исаеву, а также пушкинскую Татьяну Ларину. Но если пушкинская Татьяна сугубо лирична, то Зинаида все же явно унаследовала от матери деловую хватку. Что это? Прощание писателя не только с либеральными иллюзиями, но и иллюзиями о романтичных барышнях (пушкинских, тургеневских)?

Совсем неизвестен современному читателю рассказ «Крокодил». Начинается как вполне реальная история: в петербургском Пассаже немец-торговец для привлечения покупателей демонстрирует живого крокодила. За плату, разумеется. Обыватели глазеют и дивятся. И надо же чиновнику средней руки с либеральными взглядами, прототипом которого стал Чернышевский, раздразнить «чудище» и быть им проглоченным целиком.

Тут уже вспоминается Гоголь и его фантастика. Более того, проглоченный Иван Матвеевич «бесстрашно» вещает из крокодиловой утробы опасные идеи. Ведь ему там «хорошо», по его словам, он даже строит фантастические планы. Примечательна реакция персонажей. Кто переживает за крокодила Карльхена и прибыль (немец), кто озабочен статусом вдовы (жена), кто тем, что скажет начальство (рассказчик-коллега).

Финал оставлен самим Достоевским открытым. Тут есть разница национальных менталитетов, политических взглядов. Так кто же этот «крокодил»? Может быть, Сибирь, самодержавие, проглотившее когда-то самого молодого Достоевского-петрашевца? А может быть сама либеральная идеология? А может быть, жажда наживы, славы, когда жизнь человека обесценивается? Зрителям было над чем задуматься.

Артистов, читавших по ролям, провожали бурными и жаркими аплодисментами. Чем они порадуют зрителей в следующий раз? Пока сюрприз.