Печать

Разговор о художественных новинках взрослого абонемента библиотеки Левобережья продолжается и на этот раз снова совмещается с представлением лауреатов и финалистов литературных конкурсов. Представляем роман английского писателя, мэтра современной англоязычной беллетристики Иэна Макьюэна «Искупление». Лауреат Премии Сомерсета Моэма (1976), Букеровской премии (1998), Мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка (2005), Иерусалимской премии (2011), Иэн Макьюэн мастер остросюжетного, иногда даже шокирующего романа на основе современности. Поэтому на его книгах стоит возрастное ограничение 18+.

На этот раз книга написана гораздо аккуратнее, в традициях английской классики. Но это не значит, что в ней не поднимаются остросоциальные, сложные психологические темы: война, насилие, вина, творчество как шанс вернуть прошлое, искупить непоправимую ошибку. Поэтому тоже 18+. А ещё в романе рядом со страшной реальностью - молодость и мечты, наивность, жажда жизни и правды, победа над ложью и смертью, если не в материальном, то в духовном мире.

В 2001 году роман «Искупление» был номинирован на Букер, вошел в шорт-лист финалистов, получил Премию Национального круга книжных критиков, Премию Лос-Анджелес таймс. В 2007 кинорежиссёр Джо Райт снял по роману блестящий фильм с великолепной Кирой Найтли. Фильм завоевал две премии "Золотой глобус" и одну из семи номинаций на "Оскар".

Итак, на фоне надвигающейся и начавшейся Второй мировой войны разыгрывается драма и трагедия сначала английской аристократической семьи и их прислуги, а позже и всего поколения, страны. Девочка-подросток Брайони становится невольным свидетелем любовной сцены старшей сестры Сесилии и сына садовника Робби, ещё ничего не понимая во «взрослых» отношениях. И вскоре другая, двоюродная, сестра Лола выдвигает обвинение в сексуальном насилии против… Робби. Показания Брайони склоняют судей к обвинению и аресту Робби. Но можно ли так слепо доверять словам и фантазиям почти ребёнка, мечтавшего и ставшего позже писательницей? Увы, но в сословном английском обществе это оказалось возможным.

Тем временем начинается война. Мужчины, в том числе Робби, оказываются на фронте. Война показана совсем не героически, в виде отступления британских и союзных войск в Дюнкерке, череде страданий и смертей. Невольно вспоминается Ремарк с его романами о «потерянном» поколении. Брайони с другими сёстрами милосердия облегчает участь раненых в госпитале, пытаясь в каждом увидеть Робби.

Сомнения не оставляли героиню-писательницу всю жизнь, многие десятки лет. Правда, кто на самом деле преступник, выяснится много позже и очень не понравится влиятельной семье. Настолько, что на Брайони, готовую оправдать честное имя Робби, подадут в суд. Настоящей же глубокой любви оправдания не нужны, она сильнее даже смерти. Читателю до конца хочется верить, что влюблённые оба останутся живы, пройдя через ужасы тюрьмы и войны, и будут счастливы. Так ли это? В книге и фантазии автора возможно всё.

Но это уже работа читателя – думать, выбирать, где реальность, а где чистая фантазия, каким путём идти в чтении. Получился многослойный «пирог» из романа в романе.

Роман гораздо шире, чем о вине/невиновности и попытке оправдания конкретного человека, поиске виновника частного преступления. Он об ответственности всех нас, всего общества не только за свои конкретные слова и поступки, а за судьбу целого поколения, за исход войны, поиски Справедливости и Милосердия к каждому из нас. И ещё эта книга о силе: силе Правды, Любви и Творчества, побеждающих вину и саму смерть.

Читайте, мудрейте, становитесь щедрее и добрее душой, учитесь любить и ценить жизнь, мир, красоту, молодость и воспоминания о ней. Чтобы не потеряться и не запутаться в этом сложном мире.