Печать

Представляем ещё пару новинок и автора-лауреата, занявших достойное место на полках Муниципальной библиотеки Левобережья на абонементе для взрослых. Это два «античных» романа американской писательницы Мадлен Миллер «Песнь Ахилла» и «Цирцея». Роман «Песнь Ахилла» удостоен в 2012 г. литературной премии «Оранж», как лучший авторский дебют, а в 2019 г. – премии «Алекс». «Цирцея» была названа лучшим романом в жанре фэнтези и стала лауреатом литературной премии «Атенеум» (2018).

Что же так притягивает всё новых читателей и авторов в древних и, казалось бы, застывших, таких далёких от нас сюжетах и образах Древней Греции, почти нереальных, мифических, воспетых ещё Гомером? Мы так торопимся, прикладываем столько сил и времени, чтобы успеть сделать все повседневные дела дома и на работе, привыкли к иному темпу существования, иному «клиповому» мышлению и восприятию информации. А когда-то в гимназиях учили древнегреческий, и поэмы Гомера были привычным и обязательным чтением (на языке оригинала!) в образованных семьях.

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового….

(Н. Гумилёв «Современность»)

 

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:…

(О. Мандельштам)

Мадлен Миллер не просто пишет от лица древнегреческих героев. Она хорошо знает этот материал. Она не только с детства слушала поэмы Гомера, воображала новые ненаписанные линии сюжета и внутренний мир второстепенных, казалось бы, персонажей. Писательница стала преподавателем греческого и латыни, изучала драматургию и шекспироведение, стала доктором философии.

Древнегреческие мифы и сейчас изучаются и волнуют молодёжь, творческих людей. Что в них близко нашим современникам? Почему, преодолевая длинную цепочку гекзаметров, хочется услышать живые голоса ушедшей эпохи? Потому что во все века и тысячелетия людям нужны те же вечные ценности: любовь, дружба, вера и верность, Отечество, дом, семья, во имя которых совершаются как подвиги, так и безумства.

Даже греческие боги и герои наделены теми же человеческими чертами, узнаваемыми и в современниках. Но полностью раскрыть их и помочь заговорить о чувствах понятным нам языком смогла именно Мадлен Миллер. Её герои живые, почти реальные, как и мы. Патрокл, Ахилл, нимфа Цирцея, Одиссей и его сыновья все они, как и люди, ищут, находят, теряют, любят, ошибаются, ненавидят, страдают и снова всё повторяется. Потому что какие бы бури ни бушевали вокруг и в душе, для спасения всегда остаётся луч надежды – любовь. Любовь, которую не способны разрушить ни войны, ни смерть, ни предательство.

Истории, мифы, рассказанные самими героями, помогают взглянуть на знакомые сюжеты с иной, новой стороны. Открывают для нас не только океан истории, тысячелетий, но прежде всего океан так до конца и не познанной человеческой души, истоки героизма и вражды, войн и самопожертвования.

К тому же Патрокл и Цирцея – оба своего рода непонятые, недолюбленные изгнанники в своих семьях, в обществе. Эта проблема, проблема одиночества, непонятости остра и в XXI веке.

Сторонников традиционных ценностей могут удивить нежные чувства между Ахиллом и Патроклом. Тогда это было обычным. А в романе эмоционально усиливает горе Ахилла. Не стоит искать скандальный подтекст. Будем считать это крепкой, героически усиленной мужской дружбой. Что такое мужественность? Это не только брутальность, но и нежность силы по отношению к тому что и кого ты любишь, защищаешь.

Читайте классику и современную литературу, которые иногда способны совмещаться в одной книге. И находите для себя отклик, ответ на вопросы не только прошлого, но сегодняшнего дня, будущего. Найдите своё место в большой героической и лирической истории Земли, место «маленького» человека, который тоже может вырасти душой до героя личной и общечеловеческой драмы.