Печать

Одной из новинок взрослого абонемента стал роман Марины Степновой «Сад» - лауреат премии «Ясная поляна» в голосовании читателей и финалист премии «Большая книга» за 2021 год. Это и исторический роман (показана жизнь Воронежской губернии второй половины XIX века, усадебный быт) и роман семейный, роман воспитания. Ведь всё начинается с семьи и с детства, все наши привычки, проблемы, комплексы.

Он не только о прошлом, он и о нас сегодняшних. Сколько бы революций ни происходило, но общество всё равно возвращается к тем же вопросам: вопросам личной свободы в условиях установленных рамок и ограничений, личной ответственности человека перед прошлым и будущим не только своим, но и целой страны.

Женская судьба в XIX веке даже у обеспеченных дворянок была предопределена: быть «хорошей» женой и матерью, вести светскую жизнь, а позже заниматься благотворительностью. Рожать в 44 года? Кошмар. О чём она думает? Девушке, увлечённой с детства лошадьми, стать коннозаводчицей? Ужас! Увлекайся, но зачем же лезть в бизнес, сугубо мужское и неблагородное дело? Меняются времена, власти. Но нет ничего более постоянного, чем пресловутое общественное мнение, стереотипы мышления и желание с одной стороны им соответствовать, с другой – вырваться за их рамки.

Княгиня Надежда Александровна Борятинская и её «поздняя» дочка Туся ломают сложившиеся стереотипы о «тургеневских» барышнях и дамах. Но роман не только и не столько феминистский. Сама автор это не раз подчёркивала в интервью. Как вырастить и воспитать ребёнка в условиях собственного комфорта, а также внешней несвободы и назревающей революционной бури?

Что из этого получилось, суди сам, читатель.

Иначе как смелой, решительной, целеустремлённой, но при этом бунтаркой и эгоисткой Туся и не могла вырасти. Побоку всё и всех: мать, сад - материнская гордость, даже друг и воспитатель – доктор Мейзель, либерал, мещанин немецкого происхождения, так и не сумевший понять и полюбить Россию, русский народ. Приёмная сестра мешает – увести у неё жениха и женить на себе.

Семейная драма не единственная и далеко не главная в сюжете. В уютный сад, врываются ветры зреющей революции и терроризма – поколение Александра Ульянова и жениха Туси – Радовича. А кто вырастил и растит «бесов» революции? Не такие ли либералы и «радетели» о народном благе, как Мейзель и Борятинская?

По стилю роман играет в классику перекличкой с Тургеневым, Достоевским, Чеховым. Но он вырывается за узкие временные рамки не только своим языком, допускающим в ряде случаев нецензурную лексику и отсутствие кавычек в прямой речи. Он глобален по своей идее свободы – несвободы, её моральной ценности и исторической ответственности.

Напишет ли автор продолжение? «Что дальше?» - вопрос не столько о прошлом, историю многие читатели знают. Он о нас самих и нашем будущем. Круг истории замкнут. И вновь возникают похожие, знакомые образы и сюжеты. Сумеет ли нынешнее молодое поколение решать «проклятые» русские вопросы без революций и топора в семьях и в государственном масштабе? Роман, как зеркало русской революции, показывает, как НЕ надо. Дальнейшая свобода мысли за читателем.