Неожиданное предложение. В середине августа 1967 года в моей жизни позади была школа и неудача с поступлением на исторический факультет Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. Впереди – полная неопределенность в своем будущем: где работать, чем заниматься? Мысль о педагогической деятельности как-то не приходила в голову, но тут вмешался «его величество случай», которому я сейчас, через 45 лет, очень благодарен. Им оказалась неожиданная встреча на улице с Н. Я. Шишкиной – заведующей школьным отделом Горкома ВЛКСМ. Она меня знала по моей активной работе в четвертой школе, поэтому живо поинтересовалась моими «результатами» с поступлением в институт. Посетовала на неудачу и пожелала успехов с будущим жизненным обустройством. На том и разошлись.

Февраль 1967 г. Заседает штаб игры «Зарница» школы №4

Прошло несколько дней и, вдруг, меня нарочным приглашают придти в горком комсомола. Как всегда бывало, да и сейчас бывает, вызов во властные структуры (ГК ВЛКСМ был в то время к ним причастен) довольно часто сопряжен с определенной тайной, заставляющей приглашенного размышлять о предмете вызова, который становится ясен лишь при непосредственной встрече.

К указанному времени появился на ул. Советской (ныне – Флерова), дом 11 в комсомольском крыле и предстал перед Н. Я. Шишкиной и тогдашним заведующим отделом организационной работы горкома Ю. К. Коломенским.

Беседа началась издалека. Вновь зашел разговор о моих послешкольных «успехах», который перешел в характеристику моих заслуг в школьном комсомоле. Напомнили мне о моей работе комсоргом класса, членом комитета ВЛКСМ школы, ответственным за военно-патриотическую работу, о работе по поиску погибших воинов 365 стрелковой дивизии. По их оценкам все сходилось на том, что заслуг у меня немало (о чем я сам не догадывался) и есть основания предложить мне поработать старшим пионервожатым в открывавшейся в городе новой школе – школе № 6. При этом убедительной аргументацией служило и то, что в горкоме меня уже хорошо знают, и что такие активные парни крайне необходимы в пионерской работе. Конечно, мне было лестно доверие моих старших товарищей-комсомольцев, но ни оно повлияло на мой выбор. Весомым для меня оказался другой аргумент – обещавшаяся интересная работа с ребятами. И я принял горкомовское предложение. О чем сейчас, через 45 лет, нисколько не жалею. Такое может быть лишь тогда, когда тебе всего 17 лет, и ты не обременен житейским опытом, еще «не набил шишек» и «не зализывал раны» от неудач. Одним словом, юношеский романтизм, решавший судьбу многих людей, определил и мою. Самое интересное, что родителей о своем решении я поставил перед свершившимся фактом и, надо отдать им должное, они с пониманием отнеслись к нему.

1967 г. Мне 17 лет. Таким я пришел в школу

Стоит заметить, что появление в городе шестой школы именно тогда, в 1967 г., было насущной потребностью, вызванной ростом числа учащихся в уже существовавших школах, не справлявшихся с тем большим потоком детей в быстро растущем городе. Если в 1957 г. число учащихся в шести школах г. Дубны было 3,5 тыс., то в 1967 г. их было уже 7 тыс. В 1955 году в институтской части была открыта полнокомплектная школа – школа № 4. В 1958 г. появилась новая школа в левобережье – школа №5. В 1961 году начала работать школа № 8, а в 1963 году – школа № 9. В 1964 г. школа №10. К 1967 году во всех институтской части города школах обучение проходило в две смены. Поэтому в мае 1967 года Исполкомом городского Совета депутатов трудящихся было принято решение об открытии новой школы – восьмилетней. Ей предоставлялось помещение на ул. Мира, д.1(ныне Дом учителя), имевшее к тому времени свою историю.

Первое здание школы №6

Это здание было построено в 1951 году для уже работавшей школы № 3, и, после ввода в эксплуатацию школы № 4, в нем стали заниматься начальные классы, а вечерами шли занятия школы работающей молодежи. Мы мальчишками иногда туда вечером прибегали, что бы с любопытством посмотреть как великовозрастные «дядьки» сидели за партами и серьезно занимались учебой. С 1963 г. здесь функционировала школа № 9, перешедшая в сентябре 1966 г. в новое здание на ул. 50-летия ВЛКСМ (ныне – ул. Сахарова).

В соответствие с принятым решением в июле – августе 1967 г. проходило активное комплектование школы педагогами. Ее директором назначили методиста городского отдела народного образования Эльмара Эдуардовича Лийвака.

Э.Э. Лийвак 1967 г.

В г. Дубну он приехал в 1961 году. Поработал учителем в школе № 10, а потом в 1962 г. был приглашен на работу в ГОРОНО заведующим методическим кабинетом. Методическая работа стала для Лийвака Э. Э. хорошей школой подготовки к директорству, а потом, на протяжении почти 20 лет, и к руководству образованием в городе.

Заместителем директора, завучем, назначили Лию Прокофьевну Иванову – учителя русского языка и литературы и школы № 4. Глубоко влюбленная в свой предмет, подходившая к нему не только с позиций учебной программы, Лия Прокофьевна умела увлечь им и своих учеников, буквально очаровывая их русской литературой. Работая в школе № 4, она часто организовывала с учениками литературные вечера, ставила спектакли, ездила с ними на экскурсии. Любила учеников, и они платили ей тем же. Ее спокойная, выдержанная, ироничная, с тактичным юмором манера общения умело сочеталась с требовательным, принципиальным и уважительным подходом, что, в конечном счете, способствовало хорошему контакту с коллегами и учащимися.

Комплектование школы проходило путем перевода из 4-й и 8-й школ по одному классу со 2-го по 6-й, набору в 1-е классы детей из закрепленного микрорайона. Классы возглавляли опытные и интересные педагоги, яркие личности, прекрасные люди. В их числе: Е. Н. Шулякова, Н. В. Долгая, О. А. Тимофеева, Н. П. Суздальцева, Н. В. Хренова, О. А. Поспелова, Е. Анцупова, К. Н. Лабутина и другие. Именно они и составили костяк педколлектива, закладывали основы педагогических традиций. На их фоне я, да и пришедшая чуть позднее работать учителем пения Н. Зубарева, выглядели совсем юными. Но если у нее за плечами было полученное музыкальное образование по классу скрипки, то у меня педагогический багаж был совсем пуст. Ведь опыт комсомольской деятельности в школе уж никак нельзя было брать в зачет. Однако было одно и главное желание – заниматься малоизвестной мне пионерской работой.

24 августа я вышел на работу. С этой даты и началась моя трудовая биография. Первые дни нам с Э. Э. Лийваком (а мужчин то больше и не было) пришлось заниматься и сугубо мужским делом: разносить и расставлять учебную мебель по классам. Солдаты из воинской части привозили ее на грузовиках, сгружали, заносили в фойе второго этажа, а мы с директором завершали подготовку классов. Вышли на работу и учителя, которые мыли окна, полы, кое что подкрашивали, рисовали наглядные материалы Одним словом, все были заняты кропотливой работой, что бы достойно принять первых учеников новой школы.

Состоялся первый педагогический совет. Большинство педагогов друг друга знали, как и знали директора, поэтому заседание сразу пошло без особых официальных церемоний. Какого-то программного выступления не было. В своем докладе Эльмар Эдуардович определил основные задачи, а дальше уже разговор пошел об учебной нагрузке, о церемонии встречи детей 1 сентября. В общем, все как-то обыденно, но не для меня. Ведь мне, 17-летнему юнцу, еще не осознавшему себя взрослым, тем более уже в некотором смысле педагогом, все было необычно. Как и необычно было впервые публично услышать представление Э. Э. Лийвака, назвавшего меня Николай Николаевич. Мне 17 лет, а я – Николай Николаевич! Приподнялся, чтобы меня увидели, хотя каждому было понятно, кто пионерский вожатый. Чувствовал себя неловко, но эту неловкость быстро сняла Екатерина Никитична Щулякова брошенной фразой: «Хорошо, что вожатый – парень». Стоит отметить, что в истории дубненской городской пионерской организации это был первый случай, когда на вожатскую работу пришел молодой человек. Потом вожатыми трудились еще два парня, один из которых нынешний директор школы № 1 А.И. Руденко.

1 сентября 1967 г. Начало первого учебного года в школе №6

Первые шаги. Первые месяцы, да и весь учебный год, педагогическому коллективу школы № 6 приходилось решать множество вопросов, но особое место занимали организационные. Надо подчеркнуть, что уже с первых месяцев существования школы в коллективе установился хороший деловой и мажорный стиль. В чем большая заслуга директора Э.Э. Лийвака и завуча Л.П. Ивановой. Среди учителей не было недовольств, противоборства, групповщины, а было ясное понимание стоящих целей и общие усилия в их достижении. Не обходилось без критики и дискуссий, но они носили конструктивный и созидательный характер.

Касалось это и работы пионерской дружины. Сейчас, когда прошло свыше 45 лет, оценивая себя, свои действия, могу утверждать: у старших товарищей и, прежде всего, у классных руководителей, была масса поводов для того, чтобы меня – мальчишку – с высоты их опыта, да и педагогических необходимостей, учить разуму и в довольно резкой форме. Однако, вместо бытующего иногда в некоторых педагогических коллективах педагогического чванства по отношению к начинающим педагогам, в школе № 6 со стороны старших товарищей было хорошее желание не поучать, а помогать. И не последнюю роль здесь играл директор: своевременная подсказка, выяснение моего мнения, тактичная оценка по итогам сделанного и, что редко бывает, защита пионервожатого от отдельных выпадов, которые были крайне редки. Он не жалел времени поговорить по-душам, разобрать проведенные мероприятия. К нему можно было просто приходить поговорить о наболевшем. И я очень благодарен Э.Э. Лийваку за все это.

В школьной жизни все гармонично. Каждый в ней элемент, каждая структура играет свою особую роль в ее организации и в решении тех задач, что стоят перед педагогическим коллективом. Особая миссия здесь принадлежит классным руководителям. И я понимал: без них сложно будет что-либо сделать в пионерской дружине школы. Миссия старшего вожатого – организовывать в масштабах школы деятельность пионеров, втягивать в нее всех детей. И здесь ну никак не обойтись без тех, кто непосредственно работает с детьми и несет (во всяком случае, в советской школе) от лица государства ответственность за настоящее и будущее ребятишек. Поэтому классные руководители играли в деятельности школьной пионерской организации ключевую роль. Именно они обеспечивали организационное и методическое сопровождение пионерской жизни. И она была интересной там, где классный руководитель понимал важность пионерской работы, и умело ее использовал для достижения образовательных и воспитательных целей. Не каждый из классных руководителей был подготовлен к организации пионерской жизни. В основном, за плечами опыт своей пионерской деятельности, да и опыт, накопленный в процессе педагогической работы. И мне, как вожатому, пришлось выступать и в роли инструктора – методиста.

Здесь, пожалуй, стоит отвлечься от основного изложения и высказать свое мнение о вожатых. Пионерская организация, родившаяся из идей скаутинга, взяла на вооружение один из главных его элементов – необходимость руководства детским коллективом со стороны старших и более опытных взрослых. Скаут-мастер был ключевым элементом воспитательной системы. При создании пионерских отрядов скаут-мастера стали пионерскими вожатыми, от слова – вожак. Причем, ими должны быть комсомольцы, как носители идеологии и своеобразный элемент, обеспечивающий преемственность поколений пионеры – комсомольцы, коммунисты. В чем, кстати, ничего странного не было, это нормальная цепочка в политической системе советского общества. В социуме она также существует: дети – молодежь – взрослые, между которыми существует достаточно четкое взаимодействие, в результате чего и происходит передача жизненного и социального опыта. Если межпоколенческая цепочка разрывается, то и начинается распад общества, что и происходит сегодня. Устойчивость социальной системы деформируется.

До тех пор, пока пионерская организация была вне школы, в вожатые направляли комсомольцев – производственников, которые выполняли эти обязанности на общественных началах. В летнее время, в пионерских лагерях (ныне – лагеря отдыха), вожатые работали на освобожденной или полу освобожденной основе. В 1931 году пионерскую организацию, в которой большевики видели большой воспитательный потенциал, сделали обязательным элементом учебно-воспитательного процесса школ всех ступеней. С этого момента и появляется в школьной системе институт пионерских вожатых. С одной стороны они были делегированы комитетами ВЛКСМ, а с другой стороны были в штате образовательного учреждения. Причем, возникла довольно противоречивая ситуация, связанная с педагогическим статусом вожатых. Он, с одной стороны, должен быть молодым увлеченным человеком, способным объединять ребят, а с другой стороны, не всякие из таковых обладали педагогической подготовкой и имели бы специальное образование. Да и не всякие выпускники педучилищ и ВУЗов могли быть вожатыми, а если и были, то особого желания ими работать не проявляли – уж очень хлопотливая (если не относится формально) работа, да и не видная. К тому же и мало оплачиваемая. В то время когда я пришел работать, зарплата приравнивалась к зарплате школьной уборщицы или нянечки в детском саду. Такого рода противоречия просуществовали вплоть до конца советской эпохи. И я тоже их испытал.

Н. Прислонов. Всегда готов!

Год, в который я пришел на пионерскую работу, был особый в деятельности комсомола по руководству пионерией. Именно в 1967 году началась настоящая системная работа по созданию научных основ деятельности пионерской организации. Впервые начаты серьезные соревнования между звеньями, отрядами и дружинами, начала внедряться прекрасная воспитательная программа «Ориентир». Шло возрождение (да что возрождение – складывание) пионерских ритуалов. Начали проводить военно-патриотическую игру «Зарница». И всему этому приходилось учиться самому и рассказывать, подсказывать своим коллегам – педагогам школы. А учениками, в этом отношении, они были хорошими. Если без особых проблем новинки воспринимались Н.В. Долгой, О.А. Тимофеевой (они «прошли» вожатскую школу), то другие педагоги не стеснялись и спросить, посоветоваться. Хотя у отдельных коллег и проскальзывало – ты старший вожатый, иди и налаживай пионерскую работу в классах сам. Однако, такие настроения руководство школы сразу пресекало. При оценке работы классных руководителей учитывалась и их работа с пионерскими отрядами. Поэтому не удивительно, что буквально с первых лет своего существования пионерская дружина 6 школы стала одной из лучших в городе и держала эту марку вплоть до уничтожения пионерии.

Первый год в жизни любого коллектива всегда особенный, а школьного – тем более. Надо было сформировать педагогический, а одновременно и ученический коллективы. Надо было заложить традиции. Надо было самоутвердиться в городе. Сейчас, конечно, многое стерлось из памяти, особенно то, что касалось учебно-методической работы, а вот из воспитательных мероприятий, в проведении которых пионервожатый играл не последнюю роль, можно восстановить главное, что запомнилось и, к чему пришлось приложить свои силы и умения.

В сентябре была сформирована пионерская дружина, прошли отрядные сборы, где выбрали советы отрядов и представителей в совет дружины. Главная сложность состояла в том, что детей мы знали плохо, они только что пришли из других школ. Сложно было сразу узнать, кто из ребят склонен к организаторской деятельности. С другой стороны, в то время традиционно активная роль в школьном и пионерском самоуправлении отводилась ученикам 8-х – 9-х классов, а наши же были маленькими. Самые старшие были всего шестиклассниками. Были и среди них лидеры, но они практически не имели навыков организации работы.

Тем не менее, в состав пионерского актива попали хорошие ребята, но их пришлось многому учить и мне, как старшему пионервожатому, и классным руководителям. Некоторых из них, проявив тогда свои организаторские способности, и в жизни их развили, и умело использовали. Ира Данилкина – председатель совета дружины, стала психологом и успешно работала в управлении социальной защиты города и в областном Министерстве соцзащиты. Света Жукова – известный в городе журналист. Володя Ломакин – отвечал за спортивную работу, сегодня отвечает за спорт в ОИЯИ. Женя Кокшаров – звеньевой 4-го класса, флаговый; стал офицером, погиб в Афганистане.

Рождение дружины было приурочено ко 2-му октября. В этот день (годовщина речи В.И. Ленина на III съезде РКСМ) всегда проводилась Всесоюзная радиолинейка. Для меня это было первое серьезное испытание, ведь многих азов я еще не знал. Линейка состоялась и прошла организованно, эмоционально. В чем была не только моя заслуга, но и помогавших мне, прошедших вожатскую школу учителей Н.В.Долгой, О.А.Тимофеевой, директора Дома пионеров Г.Н. Усовой и методиста В.Д. Федорченко.

Появление в Дубне этих двух энтузиастов пионерской работы не было случайным. Дом пионеров появился в 1962 году, но к 1967 году так и не удалось укомплектовать его квалифицированными специалистами. Пришедшая в 1964 году к руководству ГОРОНО Н.В. Неганова, пригласила на работу бывших вожатых пионерского лагеря «Артек» - Г. Усову и В. Федорченко.

Директор Дома пионеров Г.Н. Усова (справа) и Н. Прислонов

Обладая богатым опытом пионерской работы, они тогда буквально «вдохнули» в дубненскую провинциальную среду свежую пионерскую струю. Не смотря на то, что Дом пионеров занимал в школе № 6 лишь одну комнату в 25 квадратных метров, бывшую, кстати, и школьной пионерской комнатой, при них начали регулярно проводиться семинары вожатых, начал работать городской пионерский штаб, стала проходить учеба пионерского актива. Одним словом, жизнь задышала.

Для юных туристов был создан туристический клуб старшеклассников «Сполох», который возглавил увлеченный туризмом человек, любящий и понимающий детей Николай Николаевич Блинников. Он и сейчас, через 45 лет, по-прежнему работает с ребятами, отдавая им душу, сердце и ту удивительную доброту, коей наградила его природа. Именно эти качества стали притягательными и большое число ребят со всего города пришли к нему заниматься. Приходят и сейчас в Центр детского туризма, созданный на основе турклуба.

Н. Прислонов вместе с Н.Н. Блинниковым

При Доме пионеров работал фотокружок. Им руководил Николай Иванович Шарыпин. Он не был профессиональным фотографом, но умел делать элементарные вещи. Был добр, исполнителен, любил детвору. Больше фотографировал сам, но дети приходили к нему на занятия, учились азам и впоследствии увлекались фотографией.

«Отгорнили и отбарабанили» мы на Всесоюзной радиолинейке, и с 4 октября я уехал в Москву учиться в областную школу вожатых, которая за месяц учебы дала мне очень многое. Возглавляла её Нина Ивановна Васильева. Очень приятный и знающий свое дело человек, благодаря которой занятия в школе были интересными и содержательными, и что главное, полезными. Впоследствии она многие годы проработает в Центральном Совете пионерской организации, и мы с ней будем поддерживать хорошие отношения. Нас научили пионерским ритуалам. А учителем был замечательный человек, основоположник пионерской символики Валентин Григорьевич Игошкин. Историю пионерской организации читал Гунин Дмитрий Дмитриевич (или в повседневном общении Дим Димыч). Я тогда не мог и предположить, что через пять лет я с ними вновь встречусь когда буду проходить преддипломную практику в Московском Дворце пионеров на Ленинских горах. Нас учили проводить игры, организовывать танцы, учили кукольному делу. А еще, главное – мы познакомились друг с другом и, общаясь в неформальной обстановке, научились многому. Ходили на спектакли, просто бродили по тогдашней Москве – величавой, спокойной, которую нельзя было не полюбить. В общем, вернулся я с курсов (как их сейчас не хватает молодежи) окрыленный идеями, уже кое-что знающий и умеющий, более того получившим «корочки» режиссера пионерского кукольного театра.

Первым публичным выходом в город нашей школы стала демонстрация 7 ноября 1967 года (сейчас бы это назвали презентацией). Готовились к ней дружно. Дети делали бумажные цветы, гирлянды, флажки. Эльмар Эдуардович с завхозом доставали какие-то плакаты, флажки. У кого-то директор нашел большое добротное бархатное знамя с вышитым барельефом В.И.Ленина и гербом СССР. Оно и стало украшением нашей небольшой колонны. И нести его пришлось мне. Ведь среди наших детей-малолеток не было никого, физически способного это сделать.

Школа №6 на демонстрации

Тогда, в 1967 году, демонстрации впервые стали проводить на площади Мира, а до этого они проходили на площади перед административным корпусом ОИЯИ на ул. Жолио-Кюри.

Трибуну установили перед зданием горисполкома, и колонны шли к ней с ул. Советской (ныне ул. Флёрова). Что было вокруг, я точно и не вспомню, так как особо по сторонам не глядел. Все внимание было сосредоточено на том, чтобы порывом ветра меня со знаменем не унесло и не уронило. При всех стараниях, все-таки я при выходе на площадь благодаря ему «убежал» вперед от колонны, за что получил необидное, но ироничное замечание завуча Л.П.Ивановой.

Начало традиций. Ритм школьной жизни всегда быстр. Незаметно прошла вторая четверть, заполненная массой значимых событий. В ноябре у нас появились шефы – Лаборатория ядерных проблем. Поначалу это не вызывало особого энтузиазма, ведь в этой лаборатории не было большого материально-технического потенциала, позволявшего с их участием решать массу хозяйственных проблем, обрушившихся на школу в первые месяцы ее существования. Но потом мы поняли преимущества такого шефства – к нам в школу пришли тренеры – общественники, руководители кружков: народ интересный, у которого было чему поучиться. С появлением вторых шефов – ЦЭМа (центральных экспериментальных мастерских) и хозяйственные вопросы с их участием стали решаться.

Вообще, тема шефства предприятий над школами в советское время – тема особая и интересная. Оно многое давало школам. Ведь с помощью шефских связей удавалось получить общественную материальную помощь, компенсирующую недофинансирование образования государством. Это и изготовление какого-либо оборудования и инвентаря, выделение автобусов на экскурсионные поездки и многое другое. Одним словом, чем богаты, то и давали. Понятно, что это потом списывалось с фондов организации, но польза была большая. Вторая составляющая шефства, но не менее важная – участие шефов в учебно-воспитательном процессе через проведение встреч и бесед с детьми, работу предметных и технических кружков, спортивных секций, организации походов экскурсий, работа отрядных вожатых. Она приближала школу к жизни. Да и шефы получали хорошую возможность в проведении профориентационной работы. Для современного поколения уточню, что вся эта многообразная деятельность проводилась безвозмездно и в большинстве своем во внерабочее время. Я, например, и до сих пор вспоминаю шефов из ЛВЭ, научивших нас, семиклассников 8 школы, основам электромонтажных работ.

Нельзя сказать, что в ЛЯРе многому было «поживиться», но на первых порах мы были несказанно рады получаемым от шефов листам ватманской бумаги, стендам для наглядного оформления, что вызывало у Э.ЭЛийвака удовлетворение, сопровождаемое вечным: «С овцы хоть шерсти клок». Учителя физики, химии, математики радовались появлением ученых из ЛЯРа. В чем была и заслуга известного ученого, заместителя директора лаборатории, нашего родителя, Е.Д.Воробьева. Ведь с помощью шефов им удавалось интересно проводить внеклассные и классные мероприятия по предмету.

Наступившая зима заставила нас задуматься о спортивном досуге мальчишек, проведении школьного первенства по хоккею. Сказать, что тогда, во второй половине 60-х годов, народ, как говорят сейчас, «фанател» от хоккея, все равно, что ничего не сказать. Начавшиеся с чемпионата мира 1963 г. и олимпиаде 1964 г. победы наших хоккеистов буквально вдохновили детей на повальное увлечение этим видом спорта. Они играли везде: на площадках, проезжей части улиц, на льду и без него, на коньках и в валенках, купленными и самодельными клюшками, шайбой, мячом, каблуком от сапог и даже замерзшим конским пометом. Почти в каждом дворе заливались хоккейные площадки, в некоторых устанавливались деревянные хоккейные коробки. Творческая мысль ребят была потрясающей – многое для игры в хоккей они делали сами. Например, засунув в валенки старые учебники, защищали ноги. Когда по телевизору показывали хоккей, все замирало. А на матчах местной дубненской команды «Труд» присутствовала масса зрителей. Одним словом – все жили хоккеем.

Инициаторами проведения школьного первенства были сами ребята. А главным идеологом и исполнителем член Совета дружины пятиклассник Володя Ломакин. Началось с заливки небольшого катка – всего-то 60-80 квадратных метров. Раздобыли шланги и мы с ребятами вечерами его заливали. Порой эта процедура затягивалась до 23 часов, и мне приходилось объяснять родителям причины столь долгой задержки их чад в школе.

Каток залили. Учащиеся школы, особенно малышня, да и дети с ближайших домов приходили кататься. Но соревнования по хоккею между классами мы провели на стадионе, в чем нам помог большой энтузиаст и подвижник хоккея и футбола в нашем городе В.А.Кислов.

В ноябре – декабре 1967 года в школе появился театр кукол, который возглавил я сам. Еще осенью, будучи в Москве на пионервожатских курсах, нас обучали этому делу. Мы сами шили кукол, устроили спектакль, сдавали экзамен.

Когда я рассказал директору о замысле организовать кукольный театр, то он вдохновился и выпросил в ГОРОНО деньги на приобретение комплекта кукол. То-то было радости у ребят, и, в первую очередь, у малышей, когда мы начали ставить спектакли по мотивам русских народных сказок. Основными актерами были ученики 4-х классов. Помимо них у нас были декораторы, художники. В общем, каждому нашли дело по душе, благо у детей хватало желания и энергии.

1967 г. За изготовлением куклы для спектакля

Пройдет время, и я поступлю в костромской пединститут, и там у нас появится курсовой студенческий театр. И в пионерском лагере, где мне придется проходить практику, мы тоже с ребятами будем ставить кукольные спектакли. Помогал школьный опыт. Более того мне придется преподавать кукольное дело в институте на факультете общественных профессий (было такое в советское время).

В это же время, по моей инициативе, у нас появился пионерский «кинотеатр» «Светлячок», куда после уроков приходили дети из начальных классов и с огромным желанием и увлечением смотрели диафильмы. Сегодня в эпоху информационных технологий это кажется каким-то анахронизмом и неандертальским периодом. Тогда же показ диафильмов можно было считать верхом информационных технологий. Что говорить, ведь в 60-е телевидение только начинало входить в жизнь общества. Не все даже имели телевизоры. Директором кинотеатра был учащийся 6 «А» класса Володя Капустин. У него все было серьезно: пока шумливая детвора не успокаивалась, он не начинал показа. Сейчас, иногда встречаясь с ним, мы вспоминаем эти диапоказы.

К Новому году начали готовиться загодя: шили карнавальные костюмы, готовили сценарии елок. На втором этаже в просторном коридоре установили елку. В каком-то детском саду взяли костюмы Деда Мороза и Снегурочки. Долго обсуждали кого нарядить в них. В конечном счете, директор школы назначил Дедом Морозом меня, а Снегурочкой довольно рослую шестиклассницу Т. Румянцеву.

Дед Мороз на школьной елке

Елки получились веселыми и задорными. В начальных классах главной заводилой была учитель О.М. Поспелова, умевшая организовать ребят на игры, песни и танцы, знавшая сама многие из них. В четвертых-шестых классах пришлось буквально «париться» мне. Было жарко, борода из ваты комкалась и сползала набок. К тому же, пришлось снять очки – какой же Дед Мороз в очках. Впоследствии и этот опыт мне тоже пригодился. У меня были другие елки во время учебы в институте, но первые свои в школе №6 я запомнил на всю жизнь.

Первые инициативы и достижения. Из месяца в месяц в школе появлялись все новые интересные пионерские дела. Безусловно, огромное влияние на это оказывал ритм учебы, но и складывавшаяся система воспитательной работы, где пионерская организация занимала устойчивые позиции. Благодаря появившимся новациям комсомола из пионерской жизни начинал уходить формализм, скучные и неинтересные мероприятия, в большей степени бывшие продолжением учебной деятельности. И здесь, в числе романтичных, конечно, следует назвать военно-спортивную игру «Зарница», интернациональные акция в поддержку борьбы вьетнамского народа против, как тогда называли, «американского империализма», клубы интернациональной дружбы, соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба» да и другое. Конечно, кое что было зарегламентировано, но большинству ребят пионерская жизнь была интересна. Сейчас дискуссии о месте и роли пионерско-комсомольской организаций чуть поутихли, но, очевидно, на мой взгляд, одно – взрослые на заре демократических реформ совершили огромное преступление перед детством, искусственно лишив романтизма и увлечения пионерскими и комсомольскими делами ничего не предоставив в замен. Отсюда пустота, в которой живут современные ребята, заполняемая тупорылостью компьютерных игр и копанием в сетях.

Пионерский парад

После зимних каникул, жизнь школы наполнилась новыми делами. В феврале 1968 г. отметили «День юного бойца-антифашиста». Во всех классах ребята изучали жизнь и подвиги детей различных стран, которые погибли, защищая свою страну от врагов. Прошли пионерские сборы, посвященные героям-пионерам. А венцом стал общедружинный сбор, на который мы пригласили вьетнамских сотрудников ОИЯИ. Надо было видеть лица ребят, слушающих о масштабных преступлениях американцев во Вьетнаме из уст тех, чьи родные и близкие погибали от кассетных бомб. С трепетом они держали куски и элементы от них.

Вьетнамские гости на пионерском сборе

Ребята на сборе предложили собрать в подарок вьетнамским детям посылки. В школу они принесли тетради, карандаши, краски и медикаменты. И мы эту посылку отправили, что было не так-то просто в условиях блокады Вьетнама со стороны США.

В феврале 1968 года все увлеклись игрой «Зарница». Надо было видеть школу, которая до позднего вечера сияла огнями. Ведь вечером в каждый отряд приходили солдаты из учебного полка, расположенного в Александровке. Все маршировали, учились разбирать – собирать автомат, бегали военизированную эстафету. Солдатам общение с детьми нравилось – скрашивало их службу, да и ребята таким контактам радовались, ведь тогда армейский человек в нашей стране был в почете.

Финал школьной игры «Зарница». Март 1968 г.

Игру проводили в лесу, в районе Новой дороги. Все было серьезно. Разведчики ходили в разведку, брали языков, сами попадали в плен, устраивали допросы. Ориентировались по компасу и природным ориентирам. В общем, романтики хватало, тем более, что финалом был обед, сваренный на костре. Абсолютным победителем школьной «Зарницы» стал 6 «А» класс. Ему предстояло защищать честь дружины на первом в истории городском финале «Зарницы». Она была масштабным событием в городе, в котором были задействованы серьезные силы: военно-строительный полк, ветераны – офицеры, комсомол, педагоги. Лучшими оказались юнармейцы из школы № 8, а на 2-м месте из школы № 2. Там народ был повзрослее, а мы довольствовались скромным предпоследним местом. Ребята, конечно, расстроились, но, ведь, главное – участие, а оно, все-таки, было достойным.

Юнармейцы школы №8 – победители городского финала «Зарницы»

Начавшаяся весна наполнилась трудовыми традициями. Вот здесь-то нашей школе удалось стать в городе лидером. Пионеры всегда что-нибудь собирали: золу, растения, металлолом, но особенно макулатуру. Чтобы сбор бумаги не был скучным, кому-то в высоких пионерских кругах пришла мысль назвать это операцией «Миллион – Родине». Все эти сборы через призму рыночного времени опять-таки выглядят наивным, и, может быть, не нужным делом, но именно через такие дела дети приучались к важному нравственному правилу – быть участниками пусть в малых, но национально значимых дел. Приобщаться таким образом к общественно-полезному труду.

Пионеры шестой школы оказались очень хорошими сборщиками макулатуры и металлолома. Во-первых, они еще не потеряли наивной романтичности, обладали трудолюбием. К тому же, на совете дружины мы с ребятами решили, что заработанные деньги ребята потратят на свое усмотрение: купят на класс игры, сходят в поход или поедут на экскурсию. Развернулось соревнование. Очень быстро школьный сарай был заполнен старой бумагой. Мне приходилось «выбивать» машину у уполномоченного Облвторсырья Н.И.Липатова для внеочередного вывоза собранной макулатуры. Каждый день экран соревнования пополнялся новой информацией. Ее обсуждали. спорили кто больше собрал. Втягивались в этот процесс педагоги, родители.

Также активно школьный двор заполнялся кучами металлолома. Чего только не тащили. Возле каждой кучи стояли сторожевые посты, следящие за тем, чтобы ребята из других классов из их кучи металла ничего не унесли к себе. Не обошлось и без курьезов. В один из дней в пионерскую комнату ввалились возбужденные рабочие из ОГЭ ОИЯИ. Перемешивая слова с матом, разъяренно констатировали, что школа воспитывает хулиганов. Как постепенно выяснилось, ребята из 6 «Б» класса утащили на улице Инженерной все приготовленные к замене новые чугунные крышки водосточных колодцев. Пришлось извиняться и заставить ребят вернуть все крышки назад.

К 19 мая подвели итоги в школе и в городе. Наша дружина заняла 1 место в городском смотре по сбору макулатуры и призовое по сбору металлолома. Радость была великая, ведь мы впервые заявили о себе как реальная сила. Позднее школа ни один раз подтвердит звание лучшей не только в городе, но и области, за что будет отмечена наградами Обкома ВЛКСМ.

Пионеры 4 «А» класса – победители в сборе макулатуры

Когда пришли каникулы, то на заработанные деньги 4 «А» класс, ставший победителем, поехал на экскурсию в Петрищево и на Бородинское поле. Сводный отряд шестиклассников совершил многодневный поход по местам боевой славы. К походу готовились основательно. Ребята изучали маршрут, который был выбран не случайно. Решили пройти по местам боев 1-ой ударной армии. Сами ребята собирали необходимый для похода инвентарь, закупили продукты. Группа подобралась не очень большая, но надежная и в походе быстро сплотилась. Доехали до Дмитрова, посетили музей, а потом пешком прошли до Солнечногорска и так же пешком обратно.

В походе

Впечатлений и у меня и, самое главное, у ребят была масса. А еще помню, что после возвращения первое, что сделал – пошел в ванную комнату, лег в воду и не заметил как уснул. Отец меня еле растолкал и уложил спать. Проспал почти сутки. Вот как утомился.

Вот такой он был мой первый год в трудовой жизни – первый год пионерской жизни в школе №6, увлекший пионерской романтикой так, что определился мой выбор ехать учиться в Костромской педагогический институт на историко – пионерский факультет. Был очень рад, когда в августе успешно сдал экзамены и стал студентом. Но придя в школу, оглядев коридоры, невольно взгрустнул от того, что не будет хватать ее. И потом, учась в институте, постоянно заходил, интересовался всем тем, что делалось в школе, но уже без меня.

И тот пионерский «запал» и опыт, что получил в свой первый год вожатства, пожалуй остался на всю жизнь. Да и сейчас помогает преодолевать наваливающиеся жизненные трудности.

Н.Н.Прислонов, бывший пионерский вожатый, профессиональный пионерский работник, ветеран комсомольской организации г.Дубны

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

22 апреля Викторина "Загадка – для ума зарядка"

23 апреля Арт-кружок "Живые истории"

23 апреля Репетиционные занятия "Кукольный сундучок"

23 апреля Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

24 апреля Лекторий юного краеведа "Прогулки по Дубне"

24 апреля Викторина "Мы верим в тебя, солдат"

24 апреля Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

24 апреля Читай-полянка "Англичанка была неправа"

24 апреля Курсы "Бисерная шкатулка"

26 апреля Историческая акция "Диктант Победы"

26 апреля Занятия в студии "Живая глина"

27 апреля Мастер-класс по оригами. Группа "Умейка"

27 апреля Мастер-класс по бисероплетению. Группа "Бусинка за бусинкой"

28 апреля Семейный досуговый клуб "Любознайки"

28 апреля Детский клуб настольных игр "Игрология"

28 апреля Клуб для подростков "Литра"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика