Историю можно изучать по учебникам, энциклопедиям, войнам и великим свершениям государственных мужей. Но это будет далеко не полный, однобокий, чисто мужской взгляд на прошлое великой страны, России. Историк и биограф, лауреат литературной премии «Большая книга» Павел Басинский, уже написавший книгу об уходе Льва Толстого из Ясной Поляны, получившую признание читателей и жюри, понял: одному здесь не справиться. И взял в соавторы свою супругу, журналиста и историка Екатерину Барбанягу. Так были написаны два увлекательных документальных романа из неспокойной русской истории начала XX века, украсившие коллекцию новинок Муниципальной библиотеки Левобережья.

Речь идет о книгах «Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины» и «Алиса в русском Зазеркалье. Последняя императрица России. Взгляд из современности»

Необычный жанр романа-диалога, чередование мужского и женского взгляда на знакомые нам, казалось бы, события, повлиявшие на ход русской и мировой истории, делает чтение не просто познавательным, полным драматизма. Женские голоса истории, цитаты из дневников и писем, делают её ближе и понятнее, человечнее. И ещё раз напоминают, как ошибочны бывают суждения, сделанные в пылу революционных страстей, основанные на сплетнях и пересудах.

История делается не только в умах философов-писателей, на полях сражений, в государственных кабинетах. Семья, быт, воспитание детей – всё, что обычно ложится на женские плечи, тоже часть истории, в которой участвуют все члены семьи.

Что общего у двух этих женщин, таких разных и таких похожих одновременно? Софья Андреевна Толстая – супруга великого Льва, босоногого графа-писателя и пахаря. Великий в умах своих почитателей, он без Сони мог просто затеряться в своём доме и хозяйстве. Софью Андреевну обвиняли в меркантильности, мелочности, эгоизме. Но ведь она и сама немало делала для улучшения быта крестьян, просвещения в их усадьбе. Книга показывает, что не только её знаменитый супруг, но и она сама была умным, незаурядным человеком, личностью разносторонне образованной. Не зря именно она покорила сердце Льва, стала его соратницей, помощницей в литературной работе. При этом на ней лежали хлопоты о благополучии большого семейства, имения.

Алиса Гессенская, она же последняя русская императрица Александра Фёдоровна, несмотря на свой царский статус тоже предстаёт прежде всего девушкой, с детства приученной к скромности, труду, милосердию, женой и матерью большого семейства с больным ребёнком.

А ещё натурой мечтательной, возвышенной, религиозной, разносторонне образованной. Какая девочка не мечтает стать принцессой? Быть доброй советчицей и подругой мужу, любимой и любящей соправительницей для народа. Но носить корону не так-то легко. Приключения Алисы-Александры в русском Зазеркалье, так не похожем на Европу, сонную и приземлённую закончились трагически. Но она до конца исполнила свой долг, государственный, человеческий, женский. Несмотря на ошибки, трудности, непростой характер, она, как и Софья Андреевна Толстая достойна внимания и уважения, благодарности потомков.

Мужья, Николай II и Лев Толстой могли находиться на разных полюсах политики, веры. Но обе жены смиренно выполняли свой долг перед Россией, русским народом, семьями, культурой. Между ними больше общего, чем между мужьями. Без этих женщин русская история, литература не была бы столь глубокой и блистательной на рубеже веков под ветрами назревших войн и революций. Женская вера и верность помогли и помогают России выстоять в трудную минуту.

Перед Новым годом и Рождеством хочется романтики и поэзии. Поэтому мы вспоминаем поэтов-лауреатов литературных премий. Один из них Юрий Михайлович Кублановский – лауреат премии Александра Солженицына (2003) за «правдивую точность поэтического слова, за богатство и метафоричность языка», за ясную гражданскую позицию, «Новой пушкинской премии» (2006) «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру», премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2012 год за сборник стихов «Перекличка», Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2015) и др. литературных премий.

Его стихи полны метафор и трагизма, живописны (ведь когда-то он собирался стать художником, но в итоге выбрал иную творческую стезю), похожи и непохожи одновременно на поэзию Серебряного века, поэзию роковых 1930-1940-х. У него свой голос, который не спутаешь ни с кем. Но, как и у всех русских поэтов на историческом изломе, драматичная судьба творческая и человеческая.

Как и у многих других поэтов России в центре его поэзии – судьба Родины и человека в ней, обострённое чувство любви и справедливости. Он не был репрессирован, не сгинул в лагерях, не был убит на войне, как его старшие собратья по перу. Но он знает, что такое потерять Родину не по своей воле и вернуться, не желая становиться «экономическим эмигрантом» и петь с чужого голоса. Его Россия, как и Россия Бориса Чичибабина, его современника, Россия Николая Рубцова – живая и открытая душой, понятная каждому любящему её человеку, ищущему не трескучих лозунгов и победных речей, а Истины, веры и любви. Стихи Юрия, хоть и патриотичны, о нашей русской непростой истории, природе, человеческой судьбе, далеки от политики. Они ближе к вечности, к Богу, к совести и душе. Цветные революции неприемлемы для души поэта по его собственным словам. Ведь на разрушенных фундаментах традиций, культуры человеческую душу невозможно взрастить и направить по единственно верному пути созидания. Строки, написанные несколько десятилетий назад актуальны и сейчас:

Россия, ты моя!
И дождь сродни потопу,
и ветер, в октябре сжигающий листы…
В завшивленный барак, в распутную Европу
мы унесём мечту о том, какая ты.

(«Россия, ты моя!» Ю. Кублановский)

Вот что о нём писали его товарищи и современники:

«Его техническая оснащённость изумительна... Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарём после Пастернака. Одним из его наиболее излюбленных средств является разностопный стих, который под его пером обретает характер эха, доносящего до нашего слуха через полтора столетия самую высокую, самую чистую ноту, когда бы то ни было взятую в русской поэзии» (Иосиф Бродский)

«Поэзия Юрия Кублановского — отличается верностью традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновлённой метафоричностью — никогда не эксцентричной, всегда оправданной по сущности; и естественной упругости стиха, часто просящегося к перечитыванию и запоминанию» (Александр Солженицын)

«…С годами стихи стали реальнее, трагичнее, но взгляд автора по-прежнему устремлён в те, доблоковские, дали.» (Генрих Сапгир)

«…у него бездонный словарь, неутомимое любопытство к поэтическим деталям жизни, и сама его безнадёжность даёт надежду жить, раз можно жить и писать хорошие стихи…» (Фазиль Искандер)

В Муниципальной библиотеке Левобережья со стихами Юрия Кублановского можно ознакомиться в журналах «Новый мир» №№1 за 2019, 2020, 2021 и 2022 годы. Имеются так же дневниковые заметки поэта. опубликованные так же в «Новом мире» №№ 5 и 6 за 2021 год.

Роман «Лисьи броды» Анны Старобинец, неоднократного лауреата литературных премий в области фантастики появился в библиотеке Левобережья. И сразу захватил и сотрудников, и первых читателей.

Он настолько многопланов, что подойдёт для разнообразной взрослой читательской аудитории 18+. Хотите историю родной страны и XX века – пожалуйста. Послевоенная Манчжурия и Дальний Восток, бывшие разведчики, беглые зэки, сотрудники НКВД, потомок немецкого барона, староверы – всё это вполне реалистичная сторона романа и нашего прошлого. Но сколько всего таинственного и непонятного. Прежде всего потерянная память одного из героев - «бывшего» циркача, фронтового разведчика, беглого зэка Максима Кронина. Чьей могучей силой и зачем стёрто из памяти его довоенное прошлое? Судьба сводит его с самыми разными, порой неожиданными и странными попутчиками. Что ищет каждый из них в этом мире? Сам Максим единственное своё воспоминание – жену Елену, своё прошлое и самого себя. Кто-то путь в «волшебную» страну Австралию – рай для зэков, кто-то легендарное уснувшее воинство китайского императора, кто-то золото, кто-то следы пропавшего отца и секрет вечной жизни, кто-то учителя и мудрости, кто-то лекарство и способ снять проклятие с рода. Каждому в жизни нужно своё. И реальность перемешивается с легендами и мистикой, мифологией и загадками Востока. Рядом с детективной интригой, любовной линией, сложной и леденящей душу реальной историей 1930-1940-хх гг. живут оборотни и заговоры, шаманские бубны и буддистские ритуалы.

Но главный хоррор не столько в мертвецах, убийствах, преследованиях и проклятиях. Каково жить человеку без прошлого, без понимания самого себя среди кошмаров и ужасов войны, репрессий? Спасти и помочь может только любовь, человечность. Только они не дают окончательно превратиться в «зверя» или зомби, если не в буквальном, то в переносном смысле. Пока в душе человека светится огонёк любви к ближнему, есть надежда на спасение и возвращение к нормальной, полноценной жизни. Иначе так и останешься навсегда на «тёмной» стороне, чтобы сгинуть без следа в памяти потомков.

Не только в огне, но и в зле нет брода, они всепоглощающи. И надо иметь «лисий» зоркий, проницательный ум, чтобы искать и находить обходные пути через жизненные испытания и оставаться при этом Человеком. А ещё настоящих, верных друзей, истинную, нелицемерную любовь, которые не дадут свернуть с истинного пути.

Кому из героев Анны Старобинец это удастся, а кому нет? Читайте и узнавайте в героях и «проклятых» философских вопросах себя и свою реальную историю, свою жизнь. Чтобы свериться и спросить себя: «А так ли я живу? Не сбиваюсь ли со СВОЕГО жизненного пути? Кто я и с кем я? На чьей стороне: добра или зла?».

Нечасто встретишь на библиотечных полках новые книги православной тематики, да ещё написанные священнослужителем. Недавно в Муниципальной библиотеке Левобережья с подсказки одной из читательниц появилась серия книг-повестей протоиерея Александра Торика «Флавиан», пока три книги: «Флавиан», «Флавиан. Жизнь продолжается» и «Флавиан. Восхождение».

Что может случиться из встречи после долгой разлуки двух друзей-однокурсников, если один из них, бывший учёный и альпинист, принял священнический сан, а другой в поисках истины вне Бога и без Бога совсем потерял самого себя? Может быть Андрюша, ой, простите, отец Флавиан поможет найти то, чего так жаждут душа и ум?

Вместе с героями мы из суеты московских будней переносимся то на Афон, то даже в космос. Проблемы и вопросы везде общие. Как вере и добру победить в душах и в мире? Что такое вера и чем она сильна? Знание и вера – два крыла необходимых человеку. Как делать так, чтобы одно помогало, а не мешало другому. Да, оказывается такое возможно.

Православное фэнтези о нас, вполне земных и реальных. Книга, которая помогает жить и понять себя.

Бог реален, если живёт в нашем сердце. Он всегда с нами, слышит нас, помогает нам и посылает нужных людей в трудный момент. Для воцерковлённых верующих и для тех, кто только задумывается о Боге и смысле жизни.

Подростки – бунтари по натуре, почти все. Для таких фантазёров и «революционеров» 15-17 лет был написан совсем не детский роман лауреата премии имени Астрид Линдгрен 2021 г. Жана-Клода Мурлева «Зимняя битва». Ж.К. Мурлева - первый французский писатель, удостоенный этой награды.

Книга, вызывающая противоречивые чувства, но завораживающая даже тех, кто откладывал её в сторону, считая слишком тяжёлой и мрачной для чтения. Антиутопия с элементами фэнтези, берущая своё начало в таких ставших классикой произведениях, как «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла.

Жюри премии назвало автора «блестящим новатором традиций сказки…», страшной сказки, в которой есть место любви, вере и верности, погоне, смертям, предательству, чуду, героике – всему, что так привлекает молодых людей. Почему-то жанр хоррора и чёрного юмора притягателен для молодёжи. Да, кому-то, привыкшему к розовым романтическим очкам и хэппи-эндам, особо впечатлительным и в 40 лет будет рано, страшно, скучно читать этот роман. Всё зависит от готовности души пережить вместе с героями все испытания, драмы, трагедии, взлёты и падения. Жанр фэнтези позволяет утрировать понятия добра и зла. Но тем не менее это про нас, реальных людей и отчасти реальную жизнь. Где каждый день приходится совершать свой нравственный выбор: на чьей ты стороне, промолчать, согласиться или «восстать, вооружиться, победить», говоря словами Гамлета.

«Зимняя битва» была названа французской критикой лучшей литературной новинкой 2006 года для молодежи и стала международным литературным событием – получила 20 премий, издана на более чем 11 языках. А Министерство образования Франции включило роман в школьную программу.

И всегда найдутся те, кто осмелится идти не в ногу с согласным большинством и мечтает хоть на миг увидеть «Небо», не нарисованное, а настоящее. Но придётся задуматься, какой ценой спастись самому и растопить зиму в спящих душах. Битвы и революции – это не только победы и торжество, это ещё тяжёлые испытания, кровь, смерти, страдания.

Если политика и власть – химера, постоянно меняющая лица, то что тогда непреложная истина? Семья, дружба, любовь, память о прошлом, искусство – именно они дают силы и мужество оставаться людьми. Таков ответ Мурлева и его героев, 14-летних подростков, получивших весточку из прошлого и сбежавших из интернатов для своего рода «детей врагов народа».

Но найдут ли они и спасутся в этой новой жизни, ощутив вкус свободы? Что такое свобода? Ещё один повод порассуждать молодым и зрелым умом над книгой и обсудить.

Роман с открытым концом и без привычного, радующего юные души хэппи-энда. Страшная фантазия, которая не должна нигде и никогда воплотиться в реальность. Но читать для взросления ума и души надо, чтобы в книге, с героями искать свои ответы на важные нравственные вопросы.

Роман рекомендуем для чтения читателям старшего школьного возраста.

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

15 апреля Мастер-класс "Книжкина больница"

15 апреля Лекция "День экологических знаний"

16 апреля Арт-кружок "Живые истории"

16 апреля Репетиционные занятия "Кукольный сундучок"

16 апреля Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

17 апреля Литературная игра "Жил-был сказочник"

17 апреля Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

17 апреля Читай-полянка "Транквилла Неуклюжевна, или Сказка о черепахе, которая приняла твердое решение"

17 апреля Курсы "Бисерная шкатулка"

18 апреля Занятие по пэчворку в клубе "Дубненские лоскутушки"

18 апреля Уроки рисования для взрослых "Мастера времени"

18 апреля Квест "PRO библиотекарей"

18 апреля Просмотр документального фильма "Антитеррор"

18 апреля Школа робототехники

19 апреля Занятия в студии "Живая глина"

20 апреля Тотальный Диктант 2024

20 апреля БИБЛИОНОЧЬ 2024

21 апреля Семейный досуговый клуб "Любознайки"

21 апреля Детский клуб настольных игр "Игрология"

21 апреля Киноклуб "В кадре и за кадром"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика