Печать

После успеха в 2008 г. романа «Библиотекарь» (лауреат премии «Русский Букер»), а также других произведений (роман «Мультики», сборник рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет») Михаил Елизаров снова заставил говорить о себе литературное и читательское сообщество. Его роман «Земля», точнее первая часть, задуманной дилогии или даже трилогии стал лауреатом премии «Национальный бестселлер» и финалистом премии «Большая книга», получившим приз читательских симпатий в 2020 г.

Все мы, так или иначе, стараемся избегать разговоров и мыслей на эту щекотливую тему. Словно в ней заключена многовековая неразгаданная тайна каждого из нас и человечества в целом. Но от молчания она не перестаёт существовать, а только будоражит воображение. Не зря среди молодёжи в 1990-х и 2000-х годах так популярна была неформальная субкультура готов. Михаил Елизаров решил исследовать и глубоко «копнуть» эту тему, как писатель, философ, в какой-то степени фольклорист и музыкант, окончивший музыкальную школу по классу оперного вокала, а сейчас играющий молодёжный рэп.

«Земля» не просто биография мальчика, юноши потерявшегося поколения, выросшего в провинции, родители которого потеряли работу, служившего в стройбате и вынужденного не от хорошей жизни пойти в похоронный бизнес, тесно связанный с криминалом. В судьбе Володи Кротышева (Крота) судьба целого поколения. На фоне неустроенного быта, игр в «похороны» насекомых в песочнице в детском саду, дедовщины в армии, разборок братвы и любовного треугольника явственно проступает нечто иное, мистико-фольклорно-философское значение книги и человеческого бытия.

Роман воспитания, взросления вынуждает искать ответы на более сложные вопросы. Случайны ли события и совпадения, повторения в нашей судьбе? Какая неумолимая, неведомая сила ведёт нас по жизни и куда? Может ли и должен ли человек сам брать на себя ответственность за свои слова и поступки, за своё настоящее и будущее?

Мать Сыра Земля – не только кладбищенская земля, это земля-кормилица, земля – община, народ, «земеля»-земляк. Кто из нас мертвее? Разбившийся мотоциклист – «космонавт», утопленник – «муму», или те, для кого смерть стала рутинной работой, а жизнь и память потеряли сакральный смысл и значение?
Профессиональный слэнг и встречающаяся ненормативная лексика дают книге возрастной ценз 18+. Но как иначе передать описываемую атмосферу, условия, среду? Когда-то, очень давно ругательные слова имели сакральный, магический смысл, от того и запретный изначально. Об этом мы тоже забыли, и порой слишком легко относимся к их употреблению. Автор нам напоминает о силе слова, мысли, веры в них и ответственности за них.

Само оформление книги – обложка под старый потёртый фолиант землистого цвета с загадочной символической гравюрой уже создаёт настроение на серьёзное, долгое чтение. Автор плетёт сюжет, как народный узор-орнамент со смысловыми сюжетными узлами и метафорами, как музыкальную симфонию, разводя и соединяя линии повествования. Иногда неожиданно обрывает нить, но ведь и смерть часто приходит внезапно.

Земля то, что ждёт и примет всех нас рано или поздно. Это не хорошо и не плохо – просто закон жизни и смерти. Бояться этого, как и бояться жизни – немудро и непродуктивно. Лучше тратить жизнь, чтобы успеть любить, дружить, творить добро. Вот о чём хочет сказать писатель. Поймёт ли это Владимир Кроышев и что это за «повышение квалификации», куда хотят направить его «московские друзья»? Сумеет ли герой взять свою судьбу в свои руки? Автор оставляет этот вопрос открытым для фантазии читателя. Будет ли продолжение? Михаил Елизаров и сам однозначного ответа не даёт. А как думаете вы? Может быть все нравственные и философские вопросы уже заданы, а ответы на них, глубоко личные для каждого читателя, не нуждаются в публикации?
«Биологические часы», подаренные отцом Володе становятся символом хрупкости и конечности человеческой жизни. Надолго ли хватит их завода и их хозяина? Проверим и мы свои внутренние хронометры и нравственные компасы. Поговорка «momento mori» - помни о смерти остаётся актуальной во все времена.

Каковы времена, каков народ и его жизнь, мысли, таковы и «сказки», литература. Книга про безвременье и лихие годы навряд ли могла получиться лёгкой и развлекательной. Когда в сердцах и умах поселилась тревога философские вопросы снова просят осмысления.