Печать

Моя поднятая целина

Прислонов Николай Николаевич – известный организатор городского управления, общественный деятель, историк-краевед. В 1973-1979 гг. секретарь комитета ВЛКСМ Сельского среднего профтехучилища №5 и секретарь дубненского ГК ВЛКСМ. С 1979 г. по 1991 г. на работе в органах КПСС в г.Дубне и за рубежом. В 2000-2010 гг. помошник Главы города, начальник отдела общественных связей и международного сотрудничества Администрации г.Дубны. Кавалер Почетного знака «За заслуги перед городом Дубной».

К моменту окончания костромского пединститута, в 1973 г., у меня сложился довольно разнообразный опыт общественной работы, дающий основание попробовать себя в качестве освобожденного комсомольского работника. Распределение я получил в свой родной город - в Дубну. В начале мая отправился в горком комсомола. За то время, что я учился в Костроме, здесь «утекло много воды». Те ребята, что руководили дубненским комсомолом в период моей работы старшим пионервожатым школы №6, оттуда ушли. Пришли новые, которых не знал.

Зашел в приемную, спросил: ”Кто есть из секретарей?”. Оба были на месте. Пошел ко второму. Им тогда работал Юра Недачин. Он приветливо и внимательно встретил. Довольно быстро понял зачем я пришел и предложил пройти к первому секретарю - Валерию Сардаку. В беседе с ним и выяснилось, что я оказался в горкоме вовремя, так как здесь были озабочены необходимостью кадровой перемены в Сельском среднем профтехучилище №5. Работавшая в училище секретарем комитета комсомола девушка, со своими обязанностями не справлялась. Нужно было её заменять, но кем? А тут появился я.

1973 г. Н.Прислонов молодой специалист

Как потом вспоминал В.Сардак, они с Юрой, побеседовав со мной, сразу поняли, что я тот, кто нужен. В начале июня, сразу после моей защиты диплома мы встретились с директором, а в августе я вышел в училище на работу. И стал заниматься делами частично связанными с моей будущей комсомольской деятельностью: оформлял стенды с комсомольской наглядной агитацией (тогда этому уделялось очень серьезное внимание). Полезной оказалась работа в приемной комиссии. Она позволила познакомиться со многими будущими комсомольцами. С кем-то и побеседовать как во время приема документов, так и на заседании комиссии. Уже само это знакомство заставило избавиться от некоторых романтических иллюзий, что в комсомол приходят только лучшие и активные. На самом деле большинство комсомольцев решивших учиться в училище стали ими в школе потому, что надо было им стать, коль испилилось 14 лет, и ты перестал быть пионером. Многие ранее не выполняли никаких поручений, учились или среднее, а то и еще хуже. Это была типичная часть тогдашней советской молодежи, у которой попав в профтехучилище, был шанс стать лучше, достичь каких-то высот, получить достойную профессию, а в конечном счете найти свое место в обществе и в чём-то быть ему полезным. И комсомол здесь помогал.

Честно сказать, что профтехучилище для меня было абсолютно загадочным учебным заведением. В институте, не смотря на множество контактов с учебными заведениями, с ПТУ как-то ни разу не соприкоснулся. Поэтому предстояло не только понять всю систему учебно-воспитательной работы, но и определить свое место в ней и место комсомольской организации. А учитывая состояние сложившейся там комсомольской работы предстояло, образно выражаясь, поднимать своеобразную целину. Так, неожиданно для себя, не имея достаточного представления о системе профтехобразования, я оказался втянутым в нее (и, как потом покажет жизнь, достаточно на долго). Сейчас, когда за плечами почти 50 лет педагогической деятельности, те первые три года комсомольской работы в сельском профтехучилище по-прежнему вспоминаются как особые и одни из интересных в моей трудовой биографии.

Интересными во многих отношениях. И в первую очередь, с точки зрения самого объекта педагогического и общественно-политического воздействия. Так как ребята из профтехобразования во все годы были сплошными педагогическими загадками, которые нужно было тебе как педагогу и как комсомольскому вожаку разгадывать. Имелось довольно сложная, но благоприятная среда для педагогического творчества, для организации всесторонней комсомольской работы, становившейся одним из ключевых элементов всего учебно-воспитательного процесса. Одни словом твори, дерзай и пробуй. Тем более этому способствовал позитивный настрой педагогического коллектива. Пусть кое - кто относился к комсомольской работе “с холодком”, кто-то мало, что понимал в ее тонкостях, однако большинство из педагогов, как показало потом время, проявляли готовность к сотрудничеству, способность постигать замыслы комитета ВЛКСМ реализовывать их. Что в конечном счете и было тем конструктивным началом, помогающим осуществлять твои замыслы и планы. Осуществлять без административного и партийного кнута, а через понимание друг друга, требующее со стороны комсомольского лидера высокой степени коммуникативности, и умения впитывать все то лучшее и интересное, что было у твоих более опытных в жизни коллег.

Педагоги училища 1 сентября 1973 г.

1980 г.Педагогический коллектив СПТУ №5 в день его 10-летия

Выборы нового комитета ВЛКСМ состоялись 13 сентября 1973 года. С этого собственно и началась моя биография освобожденного комсомольского работника. Приступив к работе, я ясно понимал, что на меня возложена огромная ответственность и её нужно было подтверждать только делами и делами. Конечно, последующие три года в моей жизни вспоминаются множеством дел и мероприятий, что удалось тогда провести в СПТУ №5, чтобы сделать жизнь ребят в комсомоле интересной, привлекательной, а самой организации иметь свое лицо и авторитет в ученическом коллективе, в городе, да и в Московской области.

Оглядываясь назад можно с полным основанием сказать, что это удалось сделать - комсомольская организация действительно стала тем четвертым авторитетным «углом» в традиционном советском административно-политическом четырехугольнике: администрация, партийная и профсоюзная организации, ВЛКСМ. У комитета ВЛКСМ в данной структуре, было четко обозначено место, и был свой весомый голос, который обуславливался не словами, а теми делами, что он хотел делать и делал, активно вписывая себя в общую систему работы СПТУ №5 по подготовке воспитанию профессиональных кадров.

Уже первые шаги секретарства заставили серьезно задуматься над таким существенным вопросом как комсомольский актив. Для ПТУ он всегда был не простой. Ведь выбор довольно ограниченный. В некоторых группах набиралось лишь 3-5 комсомольцев, не говоря уже о том, что у ребят фактически отсутствовал какой-либо опыт общественной работы.

Чтобы определиться с активом, пришлось беседовать с мастерами, классными руководителями, смотреть ребят в делах, изучать их школьные характеристики, подключать науку. Здесь пригодились институтские знания социальной психологии, позволившие по-иному, изнутри, увидеть процессы в ученических коллективах, выявить неформальных лидеров, определить место в системе межличностных отношений комсомольского актива.

Одним из главных открытий таких исследований было то, что лидерские позиции в группах заняли не комсомольцы. Поэтому мы стали думать о том, чтобы эту категорию охватить своим влиянием. У кого-то поменять мотивацию, действия и поступки на позитивные, с тем, чтобы потом, по мере того, как этот человек направленно измениться, принять его в комсомол.

Следом пришло решение о создании стройной системы ученического самоуправления. Пришлось обратиться к опыту А.С. Макаренко, съездить в другие училища Подмосковья и на основе этого разработать нашу собственную систему работы с ученическим активом. Учили комсоргов, старост, культоргов, физоргов и это давало главный результат – постепенно учащиеся становились активной частью всей жизни училища. Если раньше на плечи взрослых ложилось множество училищных дел и забот, то все больше свои плечи стали подставлять и ученики.

Главная цель, ради которой пришли в училище ребята - получение специальности. Комсомольская организация обладала определенным арсеналом форм помощи педагогическому коллективу в организации учебного процесса, повышении ответственности к учебным занятиям.

Прежде всего, у меня как у комсомольского секретаря имелись полномочия активно ставить те или иные проблемные вопросы на совещаниях у руководства училища, педагогических советах, партийных собраниях (а я к тому времени уже был членом КПСС, позднее став членом партийного бюро). Касалось ли это качества и содержания общеобразовательного и профессионального обучения или отношения учащихся, особенно комсомольцев, к учебе и своим учебным обязанностям.

Как и везде в ПТУ проблемой в учебе была посещаемость занятий учащимися. И тут попросту стояла задача заставить учащихся учиться. Для этого комитетом комсомола из числа старост и хороших учащихся – комсомольцев была создана учебная комиссия, которая проводила рейды для оценки посещаемости, вела беседы с нерадивыми учениками. На её заседаниях разговор был строгим и серьёзным, и довольно часто имел позитивные результаты. Комитет комсомола подключал и комсомольские организации совхозов и колхозов, откуда приезжали получать специальность учащиеся. Выпускали сатирические стенгазеты.

Не оставляли мы без внимания и отличников учебы. Старались как можно больше говорить о них, поощряли, награждали. Размещали их портреты на Доске почета. Писали благодарственные письма их родителям и в комитеты ВЛКСМ сельхозхозяйств, Не были мы в стороне и при организации педагогами предметных недель.

1974 г. Конкурс трактористов

Серьезно мы работали с ученическим профкомитетом в организации соревнований «Лучший по профессии». Особенно популярными были конкурсы профессионального мастерства на лучшего пахаря, тракториста, шофёра. Сначала они проходили в группах, затем в училище. Это были самые настоящие праздники профессий, которые очень любили ребята. Интересно было наблюдать, как менялись ребята, становясь из неорганизованных пацанов в собранных и целеустремленных мастеров своего дела. Конкурсы были еще и конкретным делом, объединявшем и сплачивавшем комсомольскую инициативу и педагогов-профессионалов.

1975 г. Конкурс пахарей

Оказывая ребятам помощь в получении профессии, комитет ВЛКСМ считал необходимым уделять пристальное внимание профессиональной ориентации, любви к сельскому хозяйству. Здесь главный акцент делался на организации практического труда учащихся в учебном хозяйстве училища, являвшегося по масштабам производства, средним сельхозпредприятием. Ребята работали здесь всегда и были, по сути, дармовой рабочей силой, не получая каких-либо экономических и материальных выгод. Оценив эту ситуацию, мы решили поменять отношения с учебным хозяйством с тем, чтобы был налажен учет труда учащегося по всему циклу работ: посев и уход за растениями, работа на фермах, заготовка кормов, сбор урожая. А также, чтобы труд их был заинтересованным, стимулировался по его итогам. Все эти замыслы мы воплотили в соревнование под девизом: «Нечерноземье – наша целина». На каждый вид работ формировались бригады, Ежедневно учитывались результаты их труда. Итоги подводились еженедельно и они отражались на специальном стенде. Передовики награждались. Окончательно мы определяли лучших в конце октября - к Дню работника сельского хозяйства.

По решению групп половина заработанных средств перечислялась на отдельную статью, которой распоряжался лишь комитет комсомола. У него теперь не было проблем со средствами на проведение вечеров, спортивных соревнований, на поощрение лучших учащихся памятными подарками. Остальные деньги шли группам на туристические поездки, маршрут которых определяли сами учащиеся в зависимости от объема заработанных ими средств. Куда только не съездили ребята. Побывали в Крыму, Бресте, Ленинграде, Волгограде, часто посещали Москву, особенно ВДНХ, Музей Вооруженных сил и др.

Чтобы ребята лучше осознавали свою будущую работу, мы регулярно организовывали встречи с передовиками производства, кадровыми работниками Дубны, Талдомского района. Нашим гостем был и выпускник училища Е.Н. Царьков, знатный картофелевод из совхоза «Куликовский» Дмитровского района.

1975 г. Выпускник училища Е.Н.Царьков выступает перед учащимися

Летом комитет комсомола особое внимание уделял работе трудового лагеря, где ребята круглосуточно жили и занимались заготовкой кормов. Я часто туда выезжал с тем, чтобы оценить организацию труда, условия жизни и быта. Да и просто потрудиться вместе с комсмольцами. Понятно, что такого рода воспитание и обучение оказывало на определенную часть ребят положительное воздействие.

Не оставляли мы без внимания наших выпускников, особенно тех, кто уезжал работать в колхозы и совхозы Подмосковья. Мы устанавливали с ними связь, и имели представление о том как они начинали свой трудовой путь. По необходимости и вмешивались, используя возможности райкомов комсомола. Так широкий резонанс в области в 1975 году имела история с возвращением в родной совхоз нашей выпускницы, трактористки Вали Голополосовой. Активная девушка - член комитета комсомола, влюбленная в свою профессию, с желанием трудиться в сельском хозяйстве вернулась к себе в совхоз. Однако, когда она приехала работать, ей дали старый разваленный трактор, да и поручали лишь малооплачиваемую работу. Приехав по осени в училище, с грустью рассказала нам свою историю. Мы поняли надо вмешаться и помочь. Написали в виде очерка письмо в «Московский комсомолец». Отправили и газета его опубликовала. А тогда, любая критическая статья тут же становилась предметом внимания и партийных, и комсомольских органов. На место выехал корреспондент. Факты, как тогда писали, подтвердились. Обком комсомола поручил Волоколамскому РК ВЛКСМ разобраться в истории Валентины. Поработала комиссия и руководству совхоза «надавали по шапке». Ситуация в корне изменилась. Валя получила новый трактор, стали поручать престижную работу. Девушка ожила и стала ударно трудиться. Её избрали членом бюро РК ВЛКСМ. А обком комсомола принял тогда специальное решение о работе комсомольских организаций по закреплению девушек-трактористок в колхозах и совхозах области.

Училище наше было молодое, только начинавшее свою деятельность в новом учебно-производственном комплексе. Поэтому учащимся приходилось много трудиться по благоустройству территории, оформлению учебных кабинетов и лабораторий, обустройству быта в общежитиях. Здесь мы тоже находили свое место, организовывая трудовые десанты по высадке деревьев на территории училища. И сейчас, когда я бываю там, с радостью смотрю на березовые аллеи, выросшие голубые ели, кусты сирени, что посадили тогда мы с ребятами. Объектом комсомольского участия было и создание спортивного комплекса.

В поле зрения комитета комсомола находились и бытовые условия учащихся, состояние общежитий. Проводили конкурсы на лучшие комнаты в общежитии и не было дня, чтобы я, как секретарь комитета комсомола, не посещал их. А тогда в двух общежитиях проживало около 700 человек. Конечно, бывали нарушения учащимися правил проживания в них. Имели место и «дедовщина», и аморальное поведение – выпивки, гулянки, воровство. И комитет комсомола не мог быть в стороне от борьбы с этими явлениями. И опять же, своими, присущими общественной организации, формами: общественные рейды, профилактические беседы, дежурство комсомольского оперативного отряда. Не обходилось и без персональных дел отдельных комсомольцев – нарушителей порядка.

Конечно некоторые парни заслуживали серьезных наказаний, вплоть до уголовных. Однако мы не стремились к этому подводить оступившихся учащихся. Брали их на учет и по нашей просьбе с ними проводили профилактическую работу комсомольские оперативные отряды предприятий, детской комнаты милиции. Хорошие связи у нас были и с отделом внутренних дел: участковыми инспекторами, отделом уголовного розыска. Некоторых преступивших закон ребят мы брали на поруки, давали им возможность исправиться. И это было правильно. Зачем им ломать судьбы?

Стремление оградить учащихся от правонарушений и преступлений, способствовать духовному росту и физическому развитию заставляло нас и серьезно заниматься разумной организацией досуга. Конечно, этому помогала и работа кружков художественной самодеятельности, спортивных секций, куда стремились привлечь как можно больше учеников. Дополнением были смотры самодеятельности, вечера, различные спортивные соревнования.

Однако первый год моей работы позволил сделать весьма неутешительные выводы в отношении досуговой деятельности. Вечера проходили редко. Много молодежи являлось на них в нетрезвом состоянии. Возникали конфликты, перераставшие в драки. Стали в комитете комсомола анализировать и возникла идея пойти по пути частого проведений вечеров отдыха, привлечения к их подготовке и проведению самих учащихся, формирования интересных программ отдыха. Нашу позицию руководство училища поддержало. И ситуации стала меняться в лучшую сторону. Добились того, что каждую неделю стали проводиться танцы в общежитиях, «Огоньки» (тогда дискотек еще не было), куда разрешили приглашать подруг и друзей из города, приглашали и старшеклассников из школ. Изменили и репертуар вокально-инструментального ансамбля. Стали приглашать с концертами коллективы художественной самодеятельности из Дворца культуры “Октябрь”. А с осени 1974 года стали проводить досуговые мероприятия непосредственно в его стенах. Специально для учащихся создали “Университет культуры”.

Особое место в организации досуга занимала демонстрация кинофильмов. Сеансы были два раза в неделю. Мы на них организовывали тематические кинопоказы, встречи перед фильмами с интересными людьми, беседы и короткие лекции.

Что касается спортивных дел, то здесь тон задавал энергичный руководитель физвоспитания, прекрасный организатор, подлинный фанат физкультурно-массовой работы В.З.Червяков. Комсомолу оставалось вставать, что называется, «в одну связку» и общими усилиями проводить различные спортивные мероприятия - соревнования, спортивные праздники, эстафеты, спортивные вечера. Много внимания уделялось сдаче норм комплекса ГТО, чему способствовало проведение соревнования между группами.

1974 г.День здоровья. Соревнование по перетягиванию каната

Спортивная работа дополнялась и военно-прикладной работой, которая должна была помогать учащимся в будущем стать войнами Советской армии. Мы вместе с военруком В.Д.Поповым дополняли военную подготовку провидением соревнований по стрельбе, разборке и сборке автоматического оружия, смотров строя и песни. В 1974 году впервые провели училищную игру «Орленок», а в городском финале наши ребята показали хорошие результаты. Регулярно проводили встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками войны. Частыми гостями у нас были Герои Советского Союза В.Н.Толстов, В.Е.Стрельченко, кавалер 3-х орденов Славы А.Ф.Кукушкин и другие.

1975 г. Учащиеся училища с Героем Советского Союза В.И.Стрельченко и первым секретарем ГК ВЛКСМ С. Бабаевым

Пиком военно-патриотической работы стал 1974-1975 учебный год. Страна готовилась к 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и, конечно, эта дата не могла быть не отмечена в училище. Осенью 1974 года возникла идея изучить боевой путь 64 морской стрелковой бригады, показавшей в боях под Москвой чудеса героизма и стойкости. Именно на этом примере можно было воспитывать ребят. В группах пошли беседы о боевом пути бригады в боях под Москвой. Начали собирать материалы о ней, узнали с каких кораблей формировалась бригада. Завязалась переписка с Тихоокеанским флотом, гвардейским . крейсером «Варяг». Попросили ребят, проживавших в местах боевых действий в Подмосковье, привести для музея военные реликвии. Чего только они не навезли: гильзы от снарядов, поржавевшие каски, пистолеты, винтовки. Эти экспонаты и стали потом основой экспозиции музея боевой славы, который мы открыли в мае 1975 года. В феврале 1975 года совершили лыжный пробег по местам боев бригады. В с.Белый Раст, в небольшом музее, посвященном боевым действиям бригады, узнали много подробностей о бое за село и подвиге старшины первой статьи В.Федорова. Я смотрел на лица ребят и видел, как они изменялись – сосредоточились и посуровели, когда слушали о героическом поступке моряка.

Летом все группы совершили походы по Подмосковью, по местам где воевала бригада - от Дмитрова до Волоколамска. Возвращались оттуда тоже с военными реликвиями и массой впечатлений о событиях военной поры. Вся наша работа была высоко оценена ГК ВЛКСМ. Комсомольская организация училища была признана в городе победителем смотра походов боевой славы. А наш поиск продолжался и дальше. Мы завязали интересную переписку с немногими оставшимися в живых моряками-тихоокеанцами, их родными и близкими. Созданный нами музей просуществовал до 1993 года.

Обращали внимание на комсомольскую дисциплину, повышение активности членов ВЛКСМ, чему способствовала созданная система проведения Ленинского зачета. Мы разработали положение о проведении зачета в училище, создали аттестационные комиссии, куда вошли и взрослые, комсомольцы и коммунисты. Придумали форму зачетной книжки. Через год работы мы постепенно начали ощущать положительные результаты зачета. Многие ребята стали меняться в лучшую сторону буквально на глазах.

Постепенно комсомольская организация завоёвывала всё больший авторитет среди учащихся, педагогов училища. Возрос интерес к ней несоюзной молодежи. Многие ребята без всякого принуждения стали вступать в ряды ВЛКСМ. К июню 1976 года в нашей организации насчитывалось 360 комсомольцев, тогда как к моменту моего прихода в сентябре 1973 года в ней лишь чуть более 100 человек. О нашей комсомольской организации хорошо знали в Обкоме ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ. Работу по организации Ленинского зачета там положительно оценивали, распространяя наш опыт на другие комсомольские организации Московской области. Высокий авторитет был и в городе.

Стоит отметить, что комсомольская работа стала значительной частью всей системы учебно-воспитательной работы училища, сумевшего тогда занять лидирующее положение среди сельских училищ Московской области и страны. По сути СПТУ№ 5 к 1976 году стало опорной площадкой в РСФСР, где отрабатывались интересные новации в деятельности сельских ПТУ. И вся эта наша активная деятельность в 1977 году была высоко оценена. Училище стало победителем Всесоюзного социалистического соревнования за 1976 год. Ему было вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Это была большая победа и в ней был труд и комсомольской организации.

Авторитет нашей организации был признан и в городской комсомольской организации. У нас сложились замечательные отношения с комсомольскими организациями города. Мы обрели тогда многих друзей и товарищей, чему способствовало и то, что с декабря 1973 года я был членом дубненского ГК ВЛКСМ где возглавлял школьную комиссию, что и позволяло часто бывать в учебных заведениях, изучать шефскую работу производственных комсомольских организаций.

В конечном счете когда секретарь ГК ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью В.Кашатова пошла на партийную работу, то I секретарь ГК ВЛКСМ С.Бабаев пригласил меня занять эту должность С октября 1976 г. я к ней приступил. Но это уже другая не менее интересная страница в моей комсомольской биографии длившейся до ноября 1976 г., когда я стал заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды дубненского ГК КПСС.

Прислонов Н.Н., секретарь комитета ВЛКСМ СПТУ №5 (1973-1976 гг., секретарь дубненского ГК ВЛКСМ (1976-1979 гг.)