Комсомол – это годы необычайно высокого духовного подъёма

Вальк (Ракова) Екатерина Константиновна, комсомолка 60-70 х годов, в 1971-1973 гг. освобожденный секретарь комсомольской организации профтехучилища г. Лихославля, известный педагог, учитель географии в школах Калининской области и г.Дубны (1970-2016 гг.), Отличник народного просвещения РФ, лауреат педагогической премии Губернатора Московской области.

Вспоминая свою комсомольскую юность, всегда начинаю напевать слова известной в 70-е годы песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова:

«Заветной весны высота не взята,
И надо с дороги не сбиться,
Мечта наша, гордая наша мечта,
Ты можешь на нас положиться...
Не расстанусь с комсомолом,
Буду вечно молодым,
Не расстанусь с комсомолом,
Буду вечно молодым...»

Эту песню пели комсомольцы, когда я начала работать учителем в школе. А с чего всё начиналось? Конечно, началось со школы, где я была октябрёнком и с гордостью носила звёздочку с юным Ильичом, а потом был пионерский период, который для меня начался с торжественной линейки у памятника В.И. Ленину в городе Лихославль Калининской области в майский солнечный день: нам повязали пионерские галстуки наши шефы-комсомольцы с завода «Светотехника».

Алый галстук для нашего поколения - это символ нашей Родины, победившей фашистов под красным флагом (мой отец - ветеран, инвалид Великой Отечественной войны, был ранен в бою за наше мирное небо, поэтому мы знали о той страшной войне не понаслышке). Как писал поэт Степан Щипачёв: «Как повяжешь галстук береги его: он ведь с нашим знаменем цвета одного...» Мы хорошо знали, что три конца пионерского галстука символизировали преемственность трёх поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов. И я прошла через все эти этапы и горжусь этим.

В 14 лет я стала комсомолкой. Этот день до сих пор - яркое событие в моей жизни: помню морозный январский день, когда я с большим волнением предстала перед комсомольским бюро райкома комсомола, отвечала на все вопросы по Уставу ВЛКСМ, о событиях в стране и мире, а потом, не чувствуя под собой ног от радости, бежала домой с комсомольским билетом и значком на груди. Мама по этому случаю напекла пирогов. Мой отец и мама- простая труженица без среднего образования (помешала война учиться дальше, в военные годы колесила по стране и ремонтировала рельсы после немецких бомбёжек, так доехала до Сибири и отца моего там будущего встретила, где я и родилась, потом позже семья переехала в Лихославль) всегда поддерживали меня в моём стремлении идти в ногу со временем.

1957 г.

Все тогда верили, что будет всё преодолено, и мы будем жить лучше и лучше. Так и было, я помню, как постепенно жизнь менялась к лучшему: исчезали очереди за хлебом, восстанавливались разрушенные города и сёла, люди оттаивали душой, особенно в праздники это было заметно, когда родные пели песни за столом, танцевали, шутили, хотя им приходилось много трудиться, чтобы обеспечить семью необходимым. Но я не помню, чтобы от голода умирали соседи или мы голодали: все работали, был свой огородик, отец ловил рыбу и на охоту на уток ходил в выходные дни. Вместе с родителями мы ходили в лес за грибами и ягодами. Наши родители были примером трудолюбия, поэтому нам несложно было и учиться, и родителям помогать, и выполнять комсомольские поручения.

Это были практические дела: сбор макулатуры, который позволял лес наш беречь (будучи взрослыми, мы сдавали макулатуру, чтобы купить интересные книги), а сбор металлолома превращался в весёлую игру-путешествие по улицам города в поисках" железок". А какая была гордость за этот труд, когда появлялись вагоны и трамваи, на которых было написано: «Сделано из металлолома, собранного пионерами и комсомольцами.».

А разве можно забыть комсомольские субботники, в ходе которых улицы становились чистыми и нарядными от первой весенней зелени, появлялись новые аллеи в городе, парк у Дома культуры. А однажды весной в школе появился фруктовый сад: каждый школьник посадил свою яблоньку и ухаживал за ней до окончания школы (я до сих пор помню, что моя яблонька была пятой во втором ряду). И всегда эти мероприятия сопровождали задорные русские и патриотические песни. Так и ковалась наша дружба, верность, ответственность за общее дело, за свой коллектив, девизом которого были слова: «Один за всех, все за одного!»

Другим важным поручением для пионеров и комсомольцев было шефство над младшими: комсомольцы завода «Светотехника» и солдаты воинской части города были шефами в школах (запомнились совместные концерты с солдатами, их рассказы о службе, помощь в подготовке к службе наших мальчиков), а в школах пионеры помогали октябрятам, комсомольцы - пионерам в учёбе, в организации сборов, праздников: школьных утренников и вечеров. Благодаря этому мы учились первым навыкам управления, организации мероприятий. Я всё это прошла: была звеньевой и председателем пионерского отряда, потом членом классного и школьного комитета комсомола в школе, членом редколлегий газет в классе и школе. Тогда многих привлекали к написанию заметок для газет по разной тематике, что наряду с уроками формировали умение освещать события, высказывать своё мнение о них. А кто пытался нарушить заповеди пионеров и комсомольцев, тех ярко, остро, с юмором высмеивали в «Молниях», которые выпускались в классных уголках, но самое страшное было попасть в общешкольный выпуск по горячим следам школьных событий. Вся школа начинала обсуждать «героев» произошедшего. Это был действенный метод для борьбы с разными нарушителями и неуспевающими в школе. Вот так школа и комсомол определили мой выбор профессии - стать учителем. Между прочим из нашего класса стали учителями семь человек и проработали всю жизнь в образовании, мы встречаемся иногда, последняя встреча, состоялась, спустя 52 года после окончания школы. Это ли ни замечательный результат эффективного воспитания школьников и молодёжи, проводимого в советское время?!

Последний школьный звонок, 25.05.1965, сш№1, г. Лихославль

После окончания средней школы я стала студенткой пединститута им. М.И .Калинина (ныне ТГУ, г.Тверь)), где наряду с учёбой тоже проводилась большая работа по вовлечению студентов в разные клубы по интересам, выбрала туристический комсомольский клуб «Тверь», благодаря которому много путешествовала по родному краю и пешком, и на велосипедах, на лыжах, но особенно большие впечатления остались, конечно, от походов по горам Кавказа.

Эти годы незабываемы: они олицетворяли нашу комсомольскую молодость со стремлением узнать нашу страну, приобрести навыки жизни в походных условиях, учиться преодолевать трудности на маршрутах, познать плечо друга в непредвиденных ситуациях, а по вечерам, у костра, с песнями под гитару - незабываемая атмосфера душевности и осознания того, что мы вместе взяли ещё одну высоту и морально, и буквально (на Западном Кавказе добрались до перевала Алибек на высоте 3168 м , прошли через Клухорский перевал, где на высоте 2781 м в 1942 году войска 46-го Закавказского фронта вели ожесточённые бои с фашистами за взятие этого перевала). Здесь поставлен обелиск в память о погибших советских воинах, у которого мы побывали и почтили их память, что оставило неизгладимый след в моей душе.

Переход через горную реку только возможен только с помощью друзей

Взята ещё одна высота на Кавказе

 

Комсомока, студентка 2 курса КГПИ

Наша боевая, задорная, настоящая комсомольская группа, члены клуба "Тверь" 1967

Мы, студенты - комсомольцы КГПИ, проходили физико-экономическую практику. на Кольском полуострове, которая позволила изучать географию не по учебникам: побывали, кроме гор, и на предприятиях в разных городах, и в карьере, где добывают железную руду и в порту г. Мурманска.

Это мне потом очень помогало на уроках географии, в комсомольской и в туристско-краеведческой работе в учебных заведениях: я могла сослаться на этот опыт, обучая и воспитывая у детей любовь к родному краю, к нашей Отчизне, к нашей многоликой планете.

После окончания института я работала учителем географии, биологии и химии в деревне Тарасовка Кувшиновского района Калининской области. В 1970 году весь наш выпуск был распределён в сельскую местность по области. Конечно, не всем нравилось работать в деревне, но для села очень важно было прибытие молодых специалистов, которые не только учили детей в школе, но буквально просвещали всё население: мы (со мной тоже по распределению прибыла сюда и учительница русского языка и литературы Синицына В.С.).

Являясь учителями - комсомольцами, выполняли на ряду с педагогической работой и свою общественную. просветительскую миссию. Утром перед работой приходили 1-2 раза в неделю в правление, где собирались все работники деревни на получение трудовых заданий и проводили политинформации, а по вечерам в клубе читали лекции на разные темы и даже участвовали в художественной самодеятельности. В период выборов в органы власти все учителя, как уважаемая, наиболее образованная часть населения леспромхоза, куда входила деревня, являлись членами выборных комиссий. Мы, комсомольцы, были примером во всём. Однажды мы решили пробежаться по просёлочной дороге после работы, это вызвало такой интерес у школьников, что за нами побежала чуть ли не вся детвора деревни. Потом нам пришлось бегать до самых осенних дождей, чтобы не терять авторитет у своих учеников.

Через год, я вышла замуж и меня перевели в Лихославль, где предложили поработать в штате местного райкома комсомола освобождённым секретарём комсомольской организации швейного училища (ГПТУ№25). Была я избрана и в бюро райкома. Для повышения квалификации меня направили учиться в Новгородскую зональную комсомольскую школу Северо-Запада страны и Калининской, Смоленской областей, где собрали комсомольских секретарей профтехучилищ. Здесь я оказалась среди активных, жизнерадостных молодых людей, у которых при обсуждении любых вопросов загорались глаза: одни делились своим опытом, другие с огромным интересом учились у них. Этот месяц в Новгороде пропитал меня комсомольским энтузиазмом, желанием улучшать нашу жизнь.

1971 г, декабрь. Новгород. Зональная комсомольская школа (ЗКШ) для секретарей профтехучилищ для областей Северо-Запада России, Калининской и Смоленской

Прощаясь, на выпускном вечере мы обменивались приглашениями посетить друг друга, пожеланиями, которые писали на обороте фотографии всего нашего потока. Вот одно из них, которое было мне адресовано.

Живи для дружбы, сгорай для дружбы.
Сгорая сам - свети другим! Не забывай нас и ЗКШ

1971 г. ЗКШ. Секретарь к/о ГПТУ №25

Кстати, я воспользовалась некоторыми приглашениями и побывала в городах Торжок, Калинин (теперь -это Тверь) у бывших комсомольских однокурсников с целью перенять их опыт работы.

Два года работы в самой гуще комсомола города и района запомнились мне как годы необычайно высокого духовного подъёма, так как кроме налаживания комсомольской работы в училище и в общежитии, где жили студенты, приходилось участвовать в работе
райкома комсомола, обсуждать наболевшие вопросы работы с молодёжью, ездить по деревням и посёлкам района с целью проверки и оказания помощи местным комсомольским организациям и ячейкам в их работе по выполнению взятых на себя обязательств, готовить комсомольские конференции. Именно в эти годы мы пели комсомольские песни, которые действительно вдохновляли на преодоление разных трудностей, которых тогда было достаточно. И заключительной песней чаще всего и была песня, с которой я начала свои воспоминания. Нам тогда действительно казалось, что мы не расстанемся с комсомолом и будем «вечно молодыми».

Так ковалась наша идейная платформа, в основе которой было понимание величия нашей Родины, гордость за страну и любовь к ней. Эта идейность помогала бороться с проблемами в жизни, которых было немало, и веру в то, что мы всё преодолеем.

Такая комсомольская закалка мне помогла и в дальнейшей работе в школах №№2 и7 в Дубне. В этот город мы с семьёй приехали в 1978 году. Здесь, благодаря политики правительства, направленной на улучшение жилья работников предприятий, в нашем случае завода "Тензор", супруг получил для нас новую квартиру. Ощущение счастья от этого события не покидало нас многие годы.

Работая учителем, классным руководителем, руководителем школьного туристического кружка, я старалась использовать накопленный комсомольский опыт, заряжая задором и жизнелюбием своих учеников во внеклассной работе. Проводила многочисленные мероприятия, посвящённые советским праздникам, поездки в театры, музеи, участие в конференциях, фестивалях, смотрах песни и строя, выпуски стенгазет и боевых листков во время учений по гражданской обороне, участие в пионерской игре "Зарница" и комсомольской "Орлёнке", городской этап которого тогда проводился на базе высшего военного училища.

Я остановлюсь только на некоторых событиях в своей внеклассной работе, на туристическом направлении, так как в годы комсомольской юности я накопила определённый опыт в этом и хотелось все свои знания и практические умения передать своим ученикам. В туристско-краеведческой работе неоценимую помощь мне оказал известный организатор детского туризма в Дубне Блинников Н.Н, который возглавлял городской туристический клуб для школьников «Сполох», а туристический кружок школы №7, под моим руководством был частью этого клуба.

Команда нашей школы, ядро которой составляли многие годы ученики моего класса, занимала призовые места в городе и даже в области по спортивному ориентированию, по выполнению многих туристических заданий.

Дубна, мой З Б класс в сш. №2, в котором я стала впервые в Дубне классным руководителем

Туристско-краеведческое направление в воспитании школьников и молодёжи являлось одним из важных в учебных заведениях нашей страны. Туристические походы - это не только прогулки по лесу с целью укрепления здоровья, это и воспитание любви к своему краю, красоте природы, к памяти всем, отдавших свою жизнь за наше мирную жизнь, возможность учиться, трудиться и добиваться поставленных целей.

Тургруппа сш. №7 на пути в деревню Прислон. Руководители Вальк Е.К., Блинников Н.Н.

У обелиска советским солдатам в деревне Прислон

Мой класс активно принимал участие в туристических слётах, во время которых проводились различные соревнования, в том числе наиболее интересным было спортивное ориентирование.

После успешного прохождения по топографическим картам по азимуту наша команда вернулась в назначенный пункт

Походы выходного дня на велосипедах поднимали настроение и укрепляли дружбу

Школьные годы быстро пролетают. Наступил и для моего класса последний школьный звонок, выпускные экзамены. Прощай школа и здравствуй новая взрослая жизнь! Было очень грустно расставаться с моими ребятами. Потом было классное руководство и в других классах, они все оставили след в моей душе. Но этот первый выпуск, с которым я шла к выпуску восемь лет, конечно, особенно мне дорог. Были и трудности, конечно, но мы их вместе преодолевали и в итоге до сих пор мы общаемся, и я испытываю огромную радость от сознания, что труд мой был не напрасен. А всё ведь начиналось в моем пионерском детстве и комсомольской юности!

Дубна.25.05.1988 г. Последний звонок для моих учеников, с которыми мы были вместе 8 лет

2018 год. Мы снова встретились в родной школе №7 в честь 30-летия после выпуска

Это выпуск 1988 года, с которым мы встречаемся каждый год и каждый раз при встрече с ними с большим удовлетворением, я слышу слова благодарности от своих бывших учеников за интересную, наполненную разными интересными событиями школьную жизнь, которая способствовала тому, что школьная дружба и сейчас жива и помогает в разных жизненных ситуациях.

Вы обратили внимание, на параллель в жизни: то, что я получила в свои комсомольские годы, я старалась внедрить в своих учеников и, по-моему, неплохо получилось!

Занимаясь общественной работой в качестве председателя горкома профсоюза школ Дубны, будучи уже членом КПСС, мне довелось возглавить, по поручению Обкома профсоюза работников просвещения, туристическую группу учителей Московской области в поездке по Венгрии. Там, в чужой стране, нередко возникали нестандартные ситуации, из которых надо было быстро выходить, не подвести образ советского человека и только мой комсомольский опыт - решительно действовать, опять выручал меня. Приведу только один пример. В программе - посещение зимой открытого бассейна с термальной водой в центре Будапешта. Наш гид - мужчина, поэтому в раздевалку с нами не пошёл (в группе были одни женщины.) Мы переоделись, а куда дальше идти непонятно, так как много поворотов в помещении было, никто из обслуживающего венгерского персонала по-русски не понимает, и я пошла туда, куда глаза глядят. Был морозный день, а я вывела свою группу прямо на поляну под открытом небом, которую надо преодолеть по снегу метров пятнадцать, чтобы попасть в бассейн. Я знала, что есть крытый вход в бассейн, но время для купания было ограниченно, поэтому быстро решаю, идти только вперёд и моя группа во главе со мной, в купальниках и резиновых тапочках, вышла на улицу и мы, на глазах изумлённых посетителей бассейна, прошли по снегу, как настоящие «моржи» и плюхались в бассейн, кто как мог. Потом кто-то смеялся, кто-то выражал в мой адрес недовольство, но мы показали всем, что мороз для нас, русских, не преграда!

Конечно, была и излишняя заорганизованность в советском обществе и другие негативные моменты в нашей стране, но, главное, преобладали такие моральные качества у людей, как дружба, коллективизм, взаимопомощь, интернационализм, гордость за свою страну, вера большинства людей в идеалы коммунизма. И ведь действительно, жизнь улучшалась на наших глазах: исчезали очереди за хлебом, снижались цены на продукты, улучшались жилищные условия народа, строились новые заводы и фабрики, поднималась целина, и комсомольцы во главе с коммунистами были везде первыми. Этого нельзя забывать, это наша юность, молодость, это наша жизнь и назад не вернуться. Надо идти вперёд, но надо брать всё лучшее и из нашего прошлого!

Вальк Е.К., комсомолка 60-70х гг., секретарь комсомольской организации ПТУ 1971-1973 гг.

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

22 апреля Викторина "Загадка – для ума зарядка"

23 апреля Арт-кружок "Живые истории"

23 апреля Репетиционные занятия "Кукольный сундучок"

23 апреля Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

24 апреля Лекторий юного краеведа "Прогулки по Дубне"

24 апреля Викторина "Мы верим в тебя, солдат"

24 апреля Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

24 апреля Читай-полянка "Англичанка была неправа"

24 апреля Курсы "Бисерная шкатулка"

26 апреля Историческая акция "Диктант Победы"

26 апреля Занятия в студии "Живая глина"

27 апреля Мастер-класс по оригами. Группа "Умейка"

27 апреля Мастер-класс по бисероплетению. Группа "Бусинка за бусинкой"

28 апреля Семейный досуговый клуб "Любознайки"

28 апреля Детский клуб настольных игр "Игрология"

28 апреля Клуб для подростков "Литра"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика