Трудились мы самоотверженно

Лимонин Владимир Матвеевич (1922-2017 гг) – старожил г.Дубны, в 1939 г. поступил на работу на завод №30 в пос. Иваньково. Участник Великой отечественной войны. После ранения в декабре 1942 г. вернулся на работу на предприятие где в годы войны трудился контролером и контрольным мастером.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов советский народ проявлял мужество и героизм не только на фронте, но и в тылу, отдавая свои силы, знания, умения и опыт делу победы над фашисткой Германией. Призыв: «Все для фронта, все для Победы» относится ко всем труженикам тыла. Кроме самолетов на заводе также выпускалась и другая продукция для фронта. В частности, в механическом цехе изготавливались корпуса для мин.

Мы, тогда еще совсем мальчишки и девчонки, многие из которых были комсомольцами, учились и работали наравне со взрослыми и опытными специалистами. В период войны были отменены очередные отпуска, людей не хватало, были введены строгие законы. Так, судили за опоздание на работу на 21 минуту и более без уважительных причин, а уважительными причинами признавались только официальные справки железной дороги об опоздании поезда, справки из больницы о болезни и другие оправдательные документы. Судимость заключалась в том, что в течение шести месяцев высчитывали 25 процентов из зарплаты.

В.Лимонин. 1942 г.

В.Лимонин.1944 г.

Нам, в ту пору молодым работникам, приходилось много работать, учиться, осваивать и выпускать сложную авиационную технику, которая сразу же из цехов завода отправлялась на фронт. Работали мы столько, сколько нужно было. А по выпуску авиационной техники устанавливались жесткие сроки, срывать которые запрещалось. Как переживал за сроки и качество работ Сергей Федорович Краснобородов, начальник сборочного цеха! Я не помню случаев, когда мы работали нормальный рабочий день. Для выполнения задания в установленные сроки ежедневно работали по 12-14 часов, а в дни, когда нужно было сдавать изделия, работали по 18-20 часов в сутки. Окончишь работу в 3-4 часа ночи, а в 8.00 обязан быть на работе. Кроме того, приходилось часто работать и без выходных дней. За хорошую работу наши фотографии помещали на Доску почета завода, в качестве премии выдавали талоны на право покупки 0,5 литра водки или отреза мануфактуры.

Работающие на заводе имели «бронь» - их в армию не брали. Были случаи, когда отдельные работники, не выдержав трудностей работы на заводе, уходили на фронт. А отдельных работников за грубые неоднократные нарушения трудовой или производственной дисциплины увольняли с завода, и они, естественно, призывались в армию и отправлялись на фронт. Но таких случаев было не много.

Возвратившись из эвакуации, завод понес значительные потери в материальной части (оборудование, оснастка, инструмент и др.), но также понес и значительные потери в кадрах. А где их взять, когда трудоспособное население ушло на фронт? Комплектование рабочих кадров производилось за счет близлежащих деревень Кимрского и Конаковского районов. Кадров не хватало. Нам приходилось осваивать ряд других профессий, и все в процессе производства.

Чтобы лучше знать до тонкостей самолет, меня переводили в цех: сначала на контроль и приемку стапельной оснастки; затем переводили в заготовительно-штамповочный цех по изготовлению деталей россыпью (стрингеров, обшивок, обтекателей, полок, книц и др.); затем в агрегатно-сборочный цех для контроля и приемки агрегатов лонжеронов, шпангоутов, нервюр, крыла, оперения (рулей высоты, рулей поворота, стабилизатора, киля, закрылок и др.) и фюзеляжа. Затем с передачей фюзеляжа с навешенными крыльями и оперением переводили в цех окончательной сборки на контроль и приемку монтажей управления самолетом, управления двигателями. По требованию начальника ОТК я подписывал полетные листы, а затем подписывал их и начальник ОТК. Разрешение на полет без подписи начальника ОТК не давалось. Так возлагалась ответственность на исполнителей.

Гидросамолет МДБ 6 (ЧЕ-2)

Также осваивали по несколько профессий и учились и другие молодые рабочие. Они осваивали профессии: в механических цехах – токарь, фрезеровщик, шлифовщик; в заготовительных цехах – дюральщик, медник, штамповщик, рихтовальщик, давильщик; в сборочных цехах – слесарь, слесарь-сборщик, сборщик-клепальщик, монтажник, моторист.

Кроме того, на заводе мы обучались на курсах повышения (освоения) квалификации по технической подготовке (материаловедение, допуски и посадки, чертежи, самолетостроение, покрытия и др.), а также учились у более квалифицированных рабочих, мастеров, технологов, конструкторов, становились квалифицированными рабочими и мастерами.

В заготовительно-штамповочном цехе Иван Семенович Гуков, Николай Семенович Тараканов, Александр Михайлович Жуков, Михаил Иванович Попков, Геннадий Архипович Шатин, Василий Григорьевич Аносов и другие изготавливали сложные детали для силовых шпангоутов, лонжеронов, нервюр, обшивки, обтекателей. Таким мастером по изготовлению зализов, обтекателей был Иван Васильевич Гурин – выполнял сложнейшие работы ювелирно. Сделает зализ или обтекатель, поставит на видное место – сам любуется и других приглашает посмотреть, что и как он сделал. У него учились молодые рабочие, которые становились высококвалифицированными рабочими.

Трудно давалось освоение гнутья труб. Чего только не использовали при этом: и канифоль, и горячий песок, и горячий свинец. К трубам предъявлялись жесткие требования. Трубу нужно изогнуть так, чтобы на сгибе не было гофр, а тем более трещин. Ведь труба должна и на сгибе иметь тот же диаметр: по трубам к двигателям поступало и масло, и бензин. Мастером по изготовлению трубопроводов был Иван Васильевич Терехин.

Михаил Иванович Селиверстов, Теодор Николаевич Варна освоили все виды сварки – электро- и газосварку – и выполняли сложные работы по сварке бензобаков их цветных сплавов, по сварке рам для навески двигателей.

Слесари-сборщики Александр Николаевич Комлев, Василий Яковлевич Тарамонов, Василий Петрович Гладков, Петр Иванович Новичков, Сергей Дмитриевич Мельников (каждому из них порой было 15-20 лет прим. редактора) собирали агрегаты: лонжероны, оперение, крылья, фюзеляж, навешивали их на изделия по нивелиру.

Алексей Сидорович Крюков, токарь-ас, изготавливал механические детали на токарном станке, да так работал, что его иногда трудно было увидеть из-за гор стружки.

Молодые девчата Таня Буланова, Лена Добродеева, Лена Демидова, Лена Коняева и другие выполняли ответственную работу по клепке агрегатов и фюзеляжа. В сборочном цехе квалифицированно, в установленные сроки и качественно выполнял монтажные работы по управлению самолетом Виктор Иванович Лебедев. Самые сложные, ответственные и срочные работы по гидравлике, монтажу управления двигателями, по монтажу трубопроводов выполнял Николай Михайлович Кочнев. Там, где работал Николай Михайлович, работу можно было и не проверять – сделано прочно и надежно (но я все равно работу принимал – делали-то самолеты). Сложную и ответственную работу по заплетке тросов управления самолетом и двигателями выполняли Василий Иванович Хруленко и Виктор Иванович Лебедев. Опытный механик по двигателям, добрейший и заботливый наставник Сергей Иванович Кондратенко учил и помогал молодым ребятам – Николаю Михайловичу Логинову, Николаю Ивановичу Наумову, Василию Ивановичу Хруленко – освоить сложные работы с двигателями. Опытные механики доверяли им «гонять» двигатели, отрабатывать режимы работы двигателей, систем монтажа и управления ими.

Владимир Григорьевич Шамкин, Николай Иванович Пуженков, Антон Викентьевич Мисюревич, Александр Иванович Строганов, Александр Григорьевич Коныгин, Иван Евграфьевич Белоусов были высококвалифицированными рабочими, выполняли самые разнообразные работы по сборке и монтажу двигателей, систем управления самолетом и шасси, топливных и масляных систем, нивелировки самолетов и другие работы.

Прасковья Гавриловна Леснинова, Галина Владимировна Блажко под руководством мастера Ивана Кузьмича Жартовского выполняли работы по монтажу электрооборудования самолетов строго по чертежу и в соответствии с техническими условиями на изделия.

В годы войны были введены карточки на продукты питания, а также карточки на хлеб. Мы получали хлеб по карточкам по 800 граммов в день. Это сейчас не съедаем и 300 граммов хлеба, а в те годы будучи истощенными от недоедания мы, получив пайку хлеба 800 граммов, редко не соблазнялись съесть этот хлеб сразу же, не дойдя до столовой.

Многие кадры пополнялись за счет молодежи из близлежащих деревень. Родители жили в деревнях, имели свои огороды, скотину, кур и помогали детям продуктами питания. Так, жили в общежитии в одной комнате Иван Нестерович Валяев, Георгий Родионович Клюев, Владимир Григорьевич Шамкин, Василий Михайлович Сторожев. Я, да и многие другие ребята ходили на выходные дни в деревню и от родителей приносили картофель, молоко. Например, из дома мне давали ведро картошки и бидон молока, и я пешком из Юренево – это километров 10-12 – добирался в поселок Иваньково (тогда транспорта никакого не было, все мобилизовалось на фронт). У кого такой возможности не было – ходили в деревню обменивать вещи на продукты питания.

В столовой (на фабрике-кухне) питание было плохое. Бывало, принесут суп гороховый или щи, а там вода (основа) и несколько горошин или капуста плавает. А когда поздно приходили в столовую (а это бывало часто), то в гороховом супе уже плавало несколько кожурок от гороха, самого гороха уже не было.

Что же нам помогло выстоять в тяжелые годы? Прежде всего мы понимали, что над Родиной нависла серьезная опасность, что на фронте еще труднее, что труженики тыла все отдают для фронта, для победы, трудятся самоотверженно.

Хорошей работе способствовали успехи на фронте. Выполнение плановых заданий, работа общественных организаций, работа в коллективе, военная обстановка делали людей взрослее. Люди были дружными, доброжелательными. Продвижение нашей армии дальше на запад, успешное наступление на всех фронтах создавали уверенность в скором окончании войны.

День 9 мая 1945 года мы встретили с ликованием. Стояла сухая солнечная, с холодным ветром погода, но всем было радостно от сознания того, что закончилась длительная тяжелая война, одержана победа над фашистской Германией.

Прошло много лет с той поры, многое уходит из памяти, невозможно перечислить всех, кто самоотверженно трудился в годы войны – да простят меня те, кто не упомянут. Все работали хорошо, учились сами; выучившись, учили других. Успешно справлялись с порученными заданиями, вносили достойный вклад в дело разгрома врага в годы Великой Отечественной войны.

Лимонин В.М., комсомолец 40-лет, труженик тыла.

Из книги воспоминаний В.М.Лимонина «Это было недавно, это было давно…:

Воспоминания дубненского старожила»\под ред. Н.Н.Прислонова.-Тверь:Издательство «Волга».с.42-53.

Выставка живописи Ольги Трифоновой

Фотовыставка Юрия Тараканова

15 апреля Мастер-класс "Книжкина больница"

15 апреля Лекция "День экологических знаний"

16 апреля Арт-кружок "Живые истории"

16 апреля Репетиционные занятия "Кукольный сундучок"

16 апреля Кружок иллюстраторов "Мы рисуем книгу"

17 апреля Литературная игра "Жил-был сказочник"

17 апреля Кружок скорочтения "Читаем-Играем"

17 апреля Читай-полянка "Транквилла Неуклюжевна, или Сказка о черепахе, которая приняла твердое решение"

17 апреля Курсы "Бисерная шкатулка"

18 апреля Занятие по пэчворку в клубе "Дубненские лоскутушки"

18 апреля Уроки рисования для взрослых "Мастера времени"

18 апреля Квест "PRO библиотекарей"

18 апреля Просмотр документального фильма "Антитеррор"

18 апреля Школа робототехники

19 апреля Занятия в студии "Живая глина"

20 апреля Тотальный Диктант 2024

20 апреля БИБЛИОНОЧЬ 2024

21 апреля Семейный досуговый клуб "Любознайки"

21 апреля Детский клуб настольных игр "Игрология"

21 апреля Киноклуб "В кадре и за кадром"

По четвергам Цикл "Книжки и картинки"

По субботам "Комната сказок"

Каждое воскресенье "Воскресные истории с Буратино"

«I Love English» Английский клуб

«Social Dance» Танцевальный клуб

«Speak-трек» Литературный дискуссионный клуб для подростков

«Абажур» Вышивальный салон

«Бисерная шкатулка» Курсы бисероплетения

«Бусинка за бусинкой» Творческая группа для детей

«В кадре и за кадром» Киноклуб

«Веснушки» Изостудия

«Время гиков» Территория настольных игр

«ДетКино» Киномастерская

«Дубненские лоскутушки» Занятия по пэчворку

«Дубненский летописец» Краеведческий клуб

«Зенит» Фотоклуб для детей и подростков

«Кукольный сундучок» Библиотеатр

«Любознайки» Познавательная группа для дошкольников

«Мастерская вдохновения» занятия по квиллингу

«Машина времени» Литературно-дискуссионный клуб

«Новые технологии» Компьютерный клуб для участников проекта "Активное долголетие"

«Осознанная речь и навыки коммуникации» Детский курс

«ПоделКино» Мультстудия

«Синяя птица» Творческая мастерская

«Созвучие души» Литературно-музыкальная гостиная

«Страна выученных уроков» Библиопродлёнка

«Творческая мастерская» Группа по рукоделию для детей

«Умейка» Творческая группа для детей

«Ферзь» Шахматный клуб

«Школа робототехники» Основы программирования для школьников

«Читай полянка» Клуб игрового чтения

«Эликсир молодости» Группа ЗОЖ

Запись на оказание услуг

Запись на оказание услуг

Библиотека нового поколения

Яндекс.Метрика