Печать

13 ноября в читальном зале учащиеся средних классов Православной гимназии «Одигитрия» вместе со студентками университета Дубна Полиной Лепёшкиной и Светланой Колесовой обсудили животрепещущую для дубненцев тему – «Дары и проблемы Волги». Познавательная беседа с наглядной презентацией и вопросами викторины – одна из встреч целого экологического просветительского цикла, подготовленного студентами и магистрантами университета «Дубна», кафедрой экологии и наук о Земле.

Почему Волгу называют «матушкой»? Это одна из самых протяжённых и полноводных рек, ставшая символом России. Сколько городов и республик расположено по её берегам, сколько притоков в неё впадает! На берегах Волги проживает до 40% населения России! Здесь сосредоточено множество предприятий. Волга – кормилица, поилица, её воды – дом для многих видов рыб, в том числе промысловых. Особое значение имеет Волга для Дубны.

Электроэнергия от Иваньковской ГЭС, вода в наших кранах, полив огородов, рекреационные зоны отдыха: пляж, излюбленные места для туризма и рыбалки – всё это Волга. С древности Волга служила транспортным торговым путём, соединявшим Европу, Русь со странами Востока. На берегах Волги археологи находят следы древних и средневековых цивилизаций, изучают историю Казанского, Астраханского ханств и их взаимоотношений с Русью. 

А вот ценим ли мы Волгу? Бережём ли её? Оказалось, у Волги есть и свои проблемы, «болезни», многие из которых имеют антропогенное происхождение. Великая русская река сильно загрязнена, обмелела, значительно обезрыбела. Что же делать? Ребята начали искать выход из сложившейся проблемной ситуации. Закрыть все предприятия, электростанции, разрушить плотины и запретить сбрасывать в реку отходы, удобрения и химикаты с полей? Но это - не выход. Такой слишком радикальный способ не подходит. Да, законодательно и технически можно ограничить сброс отходов в Волгу, наладить очистку вод, более экономично использовать воду на производстве. Но что-то ведь и в силах обычных, рядовых граждан.

Ребята узнали от студенток, что у каждого человека есть свой «водный» след – сколько воды потребляет и расходует человек. Это не только питьё и приготовление пищи, гигиена, уборка, стирка. Каждая вещь, которую мы покупаем, используем тоже содержит «водный» след, как и электроэнергия, тепло, которые мы потребляем. Слушателей поразило, что на производство пары джинсов тратится 7,5 тыс. литров воды. Надо быть экономнее в потреблении, беречь не только вещи, чужой труд, но и окружающую природу – решили дети.

А ещё ребята, их родители и педагоги любят отдыхать летом на волжских берегах. Отдыхать тоже нужно уметь и делать это культурно. Ежегодно дубненские волонтёры и экоактивисты очищают берега Волги, других дубненских водоёмов, прилегающих лесов от мусора.

Наши юные гости из гимназии, готовы вносить свой посильный ежедневный вклад в здоровье и спасение Волги и окружающей среды: разумно потреблять воду, электричество и не только, не мусорить и убирать за собой в местах отдыха на водоёмах и не только, принимать участие в субботниках по очистке берегов, высаживать деревья и кустарники.

К этому же призывают и всех своих сверстников. Тогда и их внуки-правнуки будут петь и славить великую реку: «Издалека долго течёт река Волга». Книжная выставка об экологии и природе Волги, её старинных городах также привлекла внимание ребят.

Впереди ждут такие же активные, увлекательные встречи на экологическую и природоведческую тему.