Печать

13 ноября отмечается Международный день слепых. В этот день в детском отделе библиотеки Левобережья для пятиклассников Гимназии №3 прошла познавательная программа «Мир добрых глаз». Ребята узнали, как живут и учатся слабовидящие и слепые люди, какие трудности они испытывают, какими профессиями могут овладеть, как правильно общаться с ними и помочь, если необходимо.

Из презентации и её наглядных кадров дети увидели историю изобретения шрифта Брайля, познакомились с этим точечным шрифтом и даже попробовали сами прочесть слова и фразы, написанные этим способом. Это оказалось непросто. Но в основном ребята справились.

Жизнь взрослых и детей с проблемами зрения, тотально слепых и слабовидящих, нелегка. И сейчас, и в прошлом. До XVIII века никто вовсе не задумывался об их судьбе и как им помочь адаптироваться к жизни. Пока учёный, педагог и благотворитель Валентин Гаюи не организовал первые школы для слепых во Франции. А потом пытался перенести этот опыт и в Россию. Но основной вклад в организацию обучения и адаптации людей с проблемами зрения внёс другой француз – Луи Брайль. С его изобретением – специальным точечным тактильным шрифтом и познакомились дети.

На кадрах презентации ребята увидели большие книги, похожие на старинные фолианты, созданные при помощи этого шрифта. А также увидели инструменты для письма шрифтом. Их удивило сначала, что «пишутся», вернее выдавливаются тексты шрифтом Брайля справа налево. Ведь, чтобы «читать» руками такой лист надо перевернуть его другой стороной. А ещё технический прогресс подарил людям с проблемами зрения специальную компьютерную клавиатуру с шрифтом Брайля и разные специальные программы для чтения и написания текста, специальные принтер и печатную машинку для печатания шрифтом Брайля.

Наша библиотека сотрудничает с Российской государственной библиотекой для слепых. Оттуда мы привозили и привозим книги для слабовидящих и слепых, взрослых и детей. Среди них были и тактильные книги, книги со шрифтом Брайля. Но нашим особенным читателям больше пришлись по душе аудиокниги и книги с крупным обычным шрифтом. Тем не менее пример надписей шрифтом Брайля дети смогли увидеть и пощупать на табличках у входов в отделы нашей библиотеки. Это сделано специально для читателей, посетителей с ограничениями по зрению, по программе «Доступная среда». Каждый человек имеет право на культурный досуг, на доступ к знаниям, независимо от ограничений по здоровью.

Ребята, завязав глаза, испытали на себе каково это быть незрячими. Тяжело, особенно с непривычки. Самые обычные действия уже кажутся трудными. Как хочется «раз» и ударить по мячу, попав в «ворота», просто пройти к окну, никого и ничего не задев. Но…многие действия без помощи и подсказки кажутся невыполнимыми. Но настоящий, сильный человек хочет и должен быть самостоятельным, независимым. И многие из слепых именно этому и учатся, вырабатывая при этом характер, оптимизм, уверенность. В презентации и видеороликах ребята увидели такие примеры. Люди с проблемами зрения могут сами помогать другим, будучи, например, массажистами, адвокатами, учителями.

К сожалению, никто не застрахован, несчастье может случиться с каждым. И нужно дорожить здоровьем, способностью видеть красоту мира. Для этого нужно соблюдать нехитрые правила: не злоупотреблять гаджетами, следить за освещённостью при чтении и письме; регулярно посещать окулиста, даже просто в профилактических целях.

Общение с людьми с ограничениями по зрению тоже имеет свои особенности, о которых нужно помнить. Теперь дети это знают и понимают. Слепых не надо жалеть, но помочь следует. Главное, как и в общении с обычными людьми, доброта и искренний интерес к личности, вера в человека.