Печать

«Как-то лошадь входит в бар» - начало «бородатого» еврейского анекдота и название романа израильского автора Давида Гроссмана, ставшего в 2017 г. лауреатом Международного Букера. Именно этой фразой начинает своё выступление в родном курортном городке Нетании 57-летний, вышедший в тираж комик-стендапер Дов Гринштейн под сценическим псевдонимом Довале Джи.

Зал заинтригован. Что делать лошади в баре? Давай, развлеки нас, Довале! Собрались все твои давние знакомые. Вот и судья в отставке Авишай Лазар – товарищ детства готов вынести свой вердикт. Но становится совсем не смешно. И немалая часть зрителей «голосует ногами» - уходит с представления, другая часть, сочувствующая, остаётся и выслушивает душевные откровения до конца. Потому что сам комик – старик с душой обиженного 14-летнего ребёнка. Судить читателю, на чьей стороне правда. Герой неприятен, но так ли уж во всём неправ?

Психологическая травма детства, деспотизм отца в консервативной, традиционной семье не были до конца изжиты. И теперь вовсю изливаются на публику. Еврейский колорит, южная природа, вечер в предвкушении выходных только подчёркивают контраст между ожидаемым и услышанным. О, этот своеобразный еврейский юмор, масса новых словечек из местного и армейского жаргона. История для публики 18+.

Где же знаменитая самоирония, без которой не выжить еврейскому народу через все трагедии и испытания? Её не явно хватает ни артисту, ни публике. Впрочем, и самого Давида Гроссмана в Израиле не все поняли, когда он критиковал политику правительства в отношении арабов.

У автора есть важный и непростой вопрос к своему герою и читателям. Есть понятия, над которыми шутить нельзя. Святые понятия семьи, трагедии народа (холокоста), традиционные ценности, религиозные чувства. Должны быть у человека. Но у Довале их нет. Почему? Как так получилось, что вырос человек с изломанной душой и психикой, в, казалось бы, «правильной» семье, государстве?

И что такое искусство? Как может сочетаться комическое и трагическое в жизни и на сцене? Задача искусства возвышать человека, а не унижать или прививать дурной вкус. Где твой профессионализм, Дов? «Стенд ап» - поднимать не только зрителя на сцену, настроение. Искусство смеха, юмора в катарсисе, очищении души, умении взглянуть на себя и на жизнь с иной стороны и воодушевить на положительные изменения. А этого так не хватает в современной жизни. Не только в Израиле и евреям, любому человеку.

Тем не менее, самим фактом своего выступления стендапер невольно обращает внимание общества на проблемы, побуждает задуматься и присмотреться внимательнее.

Вот и лошадь в анекдоте пришла в бар, чтобы в итоге обратить внимание на жадность бармена. Будем же оставаться людьми, с совестью, принципами, хорошим художественным вкусом, неравнодушными к окружающим. Чтобы не стыдно было перед лошадью, если вдруг она всё-таки снова заглянет в бар.